УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Березовский: теория наилучшего выбора

4,9 т.
Березовский: теория наилучшего выбора

Есть такие темы, о которых правду не скажет никто и никогда. Впрочем, если кто и скажет, то мы об этом не догадаемся, сочтя очередным враньем или "вбросом". Почему в украинских СМИ нет заголовков вроде "Скончался главный спонсор оранжевой революции"? А вот поэтому. Никто доподлинно не знает, давал ли Борис Абрамович деньги Давиду Важаевичу для Виктора Андреевича или Юлии Владимировны. И смерть единственного человека, который говорил, что "давал", и при этом точно знал, правда это или нет, ничего не меняет. Потому что правда и ложь в жизни Бориса Березовского были равноценными инструментами для достижения цели.

Во всяком случае, каминг-аут с признаниями в финансировании оранжевой революции, похоже, нужен был Березовскому для того, чтобы в очередной раз заявить на всю Россию о своей роли главного борца с режимом. Но это было уже время, когда видимость вступила в конфликт с реальностью.

Одна из научных монографий доктора технических наук Бориса Березовского называлась "Задача наилучшего выбора". Можно сказать, что именно такую задачу всю свою жизнь решал Березовский. Ученый, он относился к жизни как к постоянно обновляемому набору задач, требующих нетривиального решения - тогда как его коллеги по научному цеху решали только те задачи, которые перед ними ставило начальство. Поэтому, когда страна накренилась и покатилась под откос, коллеги Березовского стали нищими - никто им уже не ставил оплачиваемых задач, а те задачи, которые ставила перед ними жизнь, оказались нерешаемыми.

А Березовский ставил задачи сам себе. Точнее, задача была одна - сделать наилучший выбор. Как делать выбор - Березовский знал лучше многих. Поэтому он присосался к Волжскому автомобильному заводу и стал миллионером.

Это не так уж трудно - стать миллионером в ходе приватизации. Это не совсем честно - факт, но в условии "задачи наилучшего выбора" не значилась честность. В математике вообще не используются нравственные величины. Там важно только правильное решение. Березовский был талантлив и практичен. Он умел принимать правильные решения. Делать наилучший выбор. Именно поэтому в его руках оказался "Логоваз", спекулировавший "жигулями". Именно поэтому он оказался в Совете директоров ОРТ. Именно поэтому он прибрал к рукам "Сибнефть" и контролировал крупнейшую медиа-группу Российской Федерации.

Его деятельный мозг в высшей степени комфортно чувствовал себя в условиях многозадачности - а именно таковы были условия России 90-х. Можно быть почти демиургом, формируя реальность из ничего, из неоформившихся клочков бытия, или же разрывая реальность на клочки и слепливая заново в нужной конфигурации. Хаос все спишет.

Это же замечательно - быть олигархом, и при этом - заместителем главы Совета безопасности РФ. Причем таким заместителем, у которого непосредственный начальник на побегушках - причем и после отставки тоже.

Это великолепно - иметь возможность убирать физически тех, кто мешает. Это очень сильно увеличивает возможности наилучшего выбора.

Это прекрасно - иметь возможность осуществить операцию "Преемник" и назначить своего человека президентом...

Борис Абрамович не учел одного. Жизнь - не просто набор задач. Жизнь - саморазвивающийся процесс, и каждая задача - лишь элемент развития процесса. Хаос, наконец-то, начал самоорганизовываться. Не без усилий Березовского, разумеется - хотя сам он этого не оценил. А нарождающийся порядок - хищный и безжалостный, как и положено порядку, несущему в себе родовые черты хаоса - не нуждался уже в разбушевавшемся демиурге. Реальность, воплощенная в нефтегазовых вышках, магистральных трубопроводах и руливших этим богатством чиновниках, более не желала быть пластичной глиной в руках неконтролируемого олигарха.

Так вершитель судеб и владелец миллиардов стал изгнанником. То, что Березовский считал своим творением, послушным орудием в президентском кресле, восстало против творца - а это был удар по его теории наилучшего выбора.

И Березовского заклинило. С этого момента он видел перед собой только одну задачу - победить Путина. Все остальные задачи стали лишь средством для достижения этой сверхцели. А в таких условиях теория наилучшего выбора уже не работает. Потому что наилучшим выбором для олигарха было - не ссориться с Путиным. Впрочем, дело не в персоне Путина - газовая империя в любом случае оформилась бы в бюрократический авторитарный режим. Противостоять же этому режиму мог себе позволить честный и порядочный человек или авантюрист, или безумец. Олигарх - как олигарх - должен был уступить.

Олигарх Березовский не уступил - и умер. Нет, не 23 марта 2013 года, а гораздо раньше. Умер, когда не вписался в возводимую Путиным вертикаль, когда оказался за границей без шанса продолжить финансово паразитировать на российской экономике и политике. Он умирал, когда изображал из себя центр мирового сопротивления путинизму. Это был театр одного актера, и что еще хуже - играл этот актер для одного-единственного зрителя. Так могло продолжаться достаточно долго, если бы Березовский не подкараулил однажды Романа Абрамовича в одном из бутиков лондонской Белгравии и не вручил ему повестку в суд. Это тоже был, мягко говоря, не наилучший выбор. Даже имитировать войну с призраком Путина приятнее, не будучи стесненным в средствах. А судебные издержки ударили по карману Березовского весьма основательно.

И тогда Березовский сдался.

Он попросился в Россию. Он был готов отказаться от политики. Он просил прощения у всех. От чего бы он ни скончался - время его закончилось еще в 2000 г. После 2000 г. жил еще человек, который много знал. Но толку от того было мало, потому что не было никакой гарантии в том, что он сказал бы кому-то правду. Потому что правда и ложь в жизни Бориса Березовского были равноценными инструментами для достижения цели.