2 сентября 2008 года на страницах ОБОЗРЕВАТЕЛЯ в статье «Когда же мы построим Украинский дом?» был поставлен дискуссионный вопрос: место ли главному национальному Дому в бывшем музее Ленина? А если не место, то что же тогда должно здесь находится? Предполагается не менее дискуссионный ответ:
«В музее Ленина должен быть музей Ленина!»
А почему бы, собственно, и нет? Не будем спешить с возражениями, лучше обратимся пока к недавнему прошлому.
К концу 70-х годов ХХ столетия в старом музее Ленина, находившемся на Владимирской, 57, стало тесновато. Начали искать для него новое место. Откуда-то «сверху» распространилась информация, что «есть мнение» – строить там, где раньше стоял взорванный при Сталине древний Михайловский Златоверхий собор, то есть, на нынешней Михайловской площади. Логика была вполне большевистская: вместо храма православного создать храм революционный, освященный не крестом, а именем «великого Ленина».
Вскоре от этого замысла отказались. Почему? Сегодня называют разные причины, в том числе негромкое, но настойчивое сопротивление творческой интеллигенции: архитекторов, скульпторов, историков, краеведов. Говорят и о том, что кому-то из высокого руководства просто не очень понравилось выбранное место. Как бы там ни было, но в результате музей решили воздвигнуть в районе современной Европейской площади. За дело взялись так, как в свое время брались за разрушение церквей – со злым задором и веселым азартом. «Реконструкция» окрестностей шла полным ходом. Сровняли с землей гостиницу, построенную по проекту Александра Беретти в середине 19 века, уничтожили другие старые и любимые киевлянами сооружения. Срыли и сам склон Владимирской горки, жестоко и навсегда обезобразив часть уникального киевского ландшафта в самом центре столицы.
Верные последователи идей Ильича руководствовались старым принципом – «разрушим до основанья». А затем…
А затем возвели новый музей Ленина. Если точнее, его московский филиал. Тогда подобные «идеологические учреждения» могли быть только филиалами всесоюзной столицы, открытыми с разрешения «центра».
Торжественное открытие состоялось в день рождения вождя – 21 апреля 1982 года. Мероприятие готовили на уровне Политбюро под личным контролем первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого. Все прошло на должном идейно-политическом уровне. С тех пор и стоит здание на этом месте. Только теперь уже имеет другой, «национальный» статус, называясь почему-то Украинским домом.
![]() |
О музее, как и о самом Владимире Ильиче, сегодня стали забывать. Действительно, сколько человек в нынешней Украине знает, кто такой Ленин? Не будем сразу же утверждать, что это знают все. На самом деле ответ не так уж и очевиден.
Кто легко отыщет в памяти год и дату рождения Владимира Ульянова? А место рождения? Уверен, многие уже вообще не знают, что Владимир Ульянов – это и есть Владимир Ленин.
Кто представляет, что такое «ленинская политика»? Кому из молодых известно, чем занимался Ленин, какие писал статьи, какие отдавал приказы? Кто имеет хотя бы малейшее представление о том, как отразилась деятельность Ленина на судьбах Украины и украинцев, вернее, всего украинского народа? В лучшем случае, этой информацией владеет узкий круг избранных. А должны ею владеть в Украине все. Настаиваю – все!
На Крещатик, 2 необходимо вернуть бывший музей Ленина. Только не надо сразу кричать, что я ратую за преступную красную диктатуру. Для аналогии скажу: музеи средневековой «священной» инквизиции создают далеко не сторонники ее методов.
В Киеве на старом месте надо воссоздать не музей мифов, не музей до отвращения сладеньких легенд о «любимом вожде», а музей правды о Ленине. Там должно быть все: фотографии кудрявого Володи в детстве и зрелого Владимира Ильича в период его полубессознательного существования в Горках в последние дни жизни. Муляжи простреленного пальто и стареньких ботинок. Документы, свидетельствующие о создании Лениным первых в мире концлагерей, которых уже до 1920 года насчитывалось около сотни (главным из них стал печально известный СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения).
Там должны быть свидетельства кровавого красного террора. Согласен, и белого террора тоже, потому что то и другое – непосредственная реакция на призывы и действия создателя первого в мире советского государства.
Там должна быть полная история убийства царской семьи. И рядом – история беспощадного физического уничтожения тысяч революционеров из разных партий, отказавшихся в итоге действовать по сценарию большевиков. И хронологию жестокого подавления народных восстаний – крестьянских и рабочих –туда же, в этот же музей.
Там должны быть цитаты из Ленина, в том числе вот такие, хрестоматийные: «На… совещании провести секретное решение… о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
И это не забыть: «Недалеко от Москвы, в губерниях, лежащих рядом: в Курской, Орловской, Тамбовской, мы имеем по расчетам осторожных специалистов еще теперь до 10 млн. пудов избытка хлеба… Нам надо не только сломить какое бы то ни было сопротивление. Нам надо заставить работать в новых организационных государственных рамках. Мы имеем средство для этого... Это средство – хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность… Потому что распределяя его (хлеб), мы будем господствовать над всеми областями труда».
В этом музее надо рассказывать и об украинском Голодоморе, потому что он (и не один!) был прямым следствием реализации «мудрой» и «гуманной» ленинской политики. Музей Ленина должен стать хранителем объективной (именно объективной и непредвзятой) летописи деяний всех его соратников и последователей, начиная с 19 века и заканчивая днем сегодняшним.
Тщательно, скрупулезно необходимо собрать экспонаты, часть которых до недавнего времени хранилась, в том числе, и в запасниках нынешнего Украинского дома. Все бывшие республики СССР, всю Европу нужно объездить, добывая документальные свидетельства деятельности Владимира Ульянова.
Удастся разыскать почти семиметровую скульптуру Ленина, стоявшую в холле музея, вернуть на прежнее место и ее. А нет, так заменить ее памятником, ныне возвышающимся на столичном бульваре Тараса Шевченко у Бессарабского рынка. Технически это возможно. Откажутся россияне от хранения мумии Ленина в московском Мавзолее (а разговоры о возможности такого решения в результате всероссийского референдума идут давно) – забрать оттуда и мумию. И поместить в киевском музее, создав для этого необходимые условия. Если хотите, в нашей столице можно учредить мировой музей Ленина. И на научной основе изучать все, что связано с «вождем». Чтобы знать о нем, о его эпохе (а значит, и нашей эпохе) правду. Чтобы сделать из этой правды нужные выводы. Чтобы не растить новые поколения украинских граждан, готовых поверить любой сказочке о «светлом прошлом».
![]() |
По ком звонит колокол?
Понимаю, что истина – вещь отвратительно горькая. Мало найдется желающих пробовать ее на вкус, а тем более питаться ею постоянно. Потому осознаю, что коммунисты спонсировать возрождение именно такого музея Ленина не будут. Как и национал-патриоты, которых испугает лишь одна эта идея, на их взгляд – крамольная.
Сознательно предлагаю явно непопулярный в обществе вариант: рассмотреть возможность бюджетного финансирования этого проекта. Ради восстановления всё той же истины. Это необходимо сделать, потому что иначе «перевоплощения» с участием Ленина-трансформера доведут нас до утраты исторической памяти. Такую перспективу подтверждают многие нынешние события.
Сравнительно недавно на одном из украинских телеканалов наткнулся на весьма показательный сюжет. Журналисты сообщали, что на Волыни оказался бесхозным демонтированный памятник Ленину. Далее последовал рассказ о том, что появилось предложение: переплавить металлическую скульптуру и отлить памятник Тарасу Шевченко.
Но и это не все. Кто-то подал еще более «интересную» мысль: памятник действительно надо отправить в печь. Но из полученного металла сделать не очередной монумент Кобзаря, а… церковные колокола! Включили в телевизионный сюжет и мнения «компетентных» лиц. Появившийся на экране священник вполне спокойно заявил, что жар огня, мол, все очистит. И замысел одобрил. Иные соображения изложил представитель литейного завода. На его взгляд, колокола делать нельзя. Почему? Да потому, оказывается, что могут не соответствовать этой цели химико-технологические показатели металла, из которых изготовлен ленинский памятник.
![]() |
Простите, но при чем же здесь какие-то «химико-технологические показатели»? И почему не нашлось ни одного человека, который бы сказал, что в этой ситуации необходимо обращаться к иным показателям: нравственным, этическим, христианским. Почему не прозвучал такой комментарий? Да потому, что, к глубокому сожалению, он никому не показался естественным и необходимым. Ни участникам передачи, ни ее авторам. Никто не додумался сказать, что переплавка памятника Ленину на колокола это вовсе не технологический акт, а откровенное надругательство над чувствами настоящих верующих, над Церковью Христовой.
Согласитесь, в этом свежем сюжете – полное и точное повторение истории пятнадцатилетней давности с Украинским домом, то есть, простите, истории с «переплавленным» музеем Ленина.
Так что, может, не будем на этом останавливаться? Пойдем дальше? Могу подкинуть несколько предложений любителям эффектных «духовно-патриотических» акций. Соберите, например, все уцелевшие партбилеты членов КПСС, доставьте на бумажно-картонный комбинат, переработайте их, скатайте в рулон свежей бумаги, а потом отпечатайте на ней эксклюзивный тираж Библии. Лучше бы, конечно, на украинском языке.
Можете еще прошвырнуться по кладбищам, срезать с могильных памятников популярные ранее пятиконечные звездочки, отдать их в переплавку и отлить самый большой крест. А потом установить его на самом большом куполе самого большой в Украине церкви.
А как насчет того, чтобы в бывшем борделе расположить храм лишь потому, что для этого «технологически» вполне подходит имеющееся помещение?
Что, у кого-то возникли возражения? Кто-то схватился за голову, произнося возмущенно, что это безнравственно и кощунственно? Так и я же говорю именно об этом! О том, что кощунственно и безнравственно. Я спрашиваю: чем, скажите на милость, отличается большевик-коммунист, предложивший устраивать в святых храмах овощные склады, от большевика-националиста, предложившего поселить Украинский дом в музее Ленина? Вы видите хотя бы одно принципиальное отличие? Я не вижу. Не вижу потому, что ни те, ни другие не в силах отказаться от большевистского замысла бесконечно перековывать мечи на орала, а потом повторять процесс в обратном порядке. Но мечи – это мечи, а орала – это орала. Все имеет свое назначение и свою логику создания. Не следует в запале идеологической перековки и переплавки заменять одно другим, иначе потеряем первоначальный смысл явлений, понятий, нравственных категорий. Впрочем, уже потеряли, если слышим подобные идейно-рационализаторские предложения.
Имеет ли границы больная, извращенная логика – вот в чем вопрос. Неужели так трудно осознать: мы все это уже проходили. И пришли в результате к трагедии.
Как сообщает исследователь Сергей Глезеров, в 2005 году у Финляндского вокзала в Петербурге при проведении работ вокруг памятника все тому же Ленину рабочие обнаружили могильные плиты. Было абсолютно очевидно: их использовали в качестве камней для укрепления оползающей почвы вокруг монумента. В том же городе надгробиями был вымощен двор элитного дома Ленсовета на набережной Карповки. Возводили это здание в 30-х годах прошлого века. «Стройматериал» с могил брали и при сооружении в Ленинграде «Большого дома» на Литейном. По некоторым сведениям, могильные плиты использовали в качестве облицовочных при строительстве «Дома на набережной» в Москве. Многие его обитатели, в том числе лица высокопоставленные, при Сталине были расстреляны или оказались в лагерях и тюрьмах. Помнят обо всем этом идеологические «конструкторы» в Киеве? Мне кажется, нет.
![]() |
Значит, надо, необходимо напоминать! Хотя бы и вернув на Крещатик, 2 музей Ленина. Здесь ему самое место. А Украинский дом все же должен быть построен. И как совершенно новое здание-символ, и как национальная, государственная категория.
Иначе зачем было в 91-м поднимать над страной сине-желтый флаг?
| : | Средняя оценка: |
|
Ваш голос учтен | Голосов: 3 |
![]() ![]() |
|
Автор 07.09.2008 9:46:52 |
Богун. Киев написал/а ...Рассказать о том, что именно Ленин настоял на включении в состав Украины Донбасса, отменил после октября смертную казнь и заставил учить украинский язык чиновников в Украине.Автор, вы все пишите, все .... И как начинался красный террор, в ответ на что. Не пичкайте нас полуправдой Конечно рассказать, согласен. Всё рассказать, абсолютно. И о формировании Украины в ее нынешних границах и роли в этом Ленина (и Сталина, если хотите). И о том, что смертная казнь была отменена, а расстреливали просто так, без суда и следствия. И красный террор начался в ответ на белый. А белый террор возник в ответ на бесчинства ленинцев. Я ж и говорю: правду рассказать, всю. В этом и смысл. | |
vol 06.09.2008 18:32:32 |
ЧТО ДАЛА УКРАИНЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ПРИ ЛЕНИНЕ, В ГОДЫ НЭПа. Свидетельствует Григоренко П.Г. , очевидец тех лет, борец за права человек, генерал. Из его книги „В подполье можно встретить только крыс”: „… Был зенит НЭПа. Рынки, что называется, ломились от продуктов сельского хозяйства, продававшихся буквально по бросовым ценам… Те годы я вспоминаю, как годы изобилия. В воскресенье я шел на рынок просто погулять, отдохнуть душой. Горы арбузов и дынь, полные повозки самых разнообразных фруктов и овощей. Сало, колбаса, хлеб, мука всех сортов, мясо, крупа... все притягивает твой взор, охватывает чудеснейшей смесью запахов. Разная живность пищит, хрюкает, ревет, кудахчет, гагакает... Богатство страны на все голоса, всеми запахами и цветами красок заявляет о себе, радует душу труженика. И не только на рынке богатство. А магазины! Частные, государственные, кооперативные. Особенно сильны были тогда последние. Центральный рабочий кооператив - Ц.Р.К. - сверкал не только красотою вывесок, но и богатством содержания” Юрий Вологжанинов | |
Богун. Киев 06.09.2008 16:57:19 |
...Рассказать о том, что именно Ленин настоял на включении в состав Украины Донбасса, отменил после октября смертную казнь и заставил учить украинский язык чиновников в Украине. Автор, вы все пишите, все .... И как начинался красный террор, в ответ на что. Не пичкайте нас полуправдой | |
Рама 05.09.2008 23:37:22 |
только мне этот дом тортик напоминает?)))) | |
еклмн 05.09.2008 22:34:43 |
чавк ты дурак | |
Чавк 05.09.2008 17:56:05 |
А действительно, зачем было в 91-м поднимать над страной сине-желтый флаг?! | |
хе хе 05.09.2008 17:36:19 |
Какой умник минус влепил? Правду не любишь? Ленин был самым что ни на есть отьявленным пе..ком! | |
хе хе 05.09.2008 15:34:54 |
уй написал/а а почему у Ленина не было детей? У гомиков не бывает детей. | |
наблюдатель 05.09.2008 14:18:18 |
Неуж-то забыли, что нынешний Дом учителя находится в бывшем "Музее Ленина" Ну и как? Не символично? А здесь кому-то очень хочеться получить гос-заказ на строительство - с олдной стороны. Оттяпать за копейки уже существующее в центре здание - с другой. Схема проста, как бурьян | |
вопрос 05.09.2008 14:04:24 |
автор какой-то неадекватный. Начерта нам сдался даже исторически Ленин? Для кого? | |
патриот 05.09.2008 14:03:33 |
язва написал/а вы ведь щас всё равно свернёте тему на противостояние демократии и комунизма, украинцев и русских та нет, как видишь почти такого не наблюдается. Надоело грызть друг друга наверное | |
гуцул 05.09.2008 14:02:33 |
надо Ющенка забальзамировать. Живьём | |
Буйвол 05.09.2008 14:02:04 |
abc написал/а И памятник, и музей - нах... Нашли что сохранять, идиоты. 100% | |
уй 05.09.2008 14:01:40 |
а почему у Ленина не было детей? | |
abc 05.09.2008 13:11:07 |
И памятник, и музей - нах... Нашли что сохранять, идиоты. | |
kernell32 05.09.2008 12:55:42 |
Правильна стаття. | |
Queen 05.09.2008 12:51:30 |
Щоб не повторювати страшних помилок історії,її треба знати.Може такими музеями ми щось би зрозумілию.А то і зараз, постленінці умудряються вербувати в свої ряди єдинодумців,а це страшно. | |
Queen 05.09.2008 12:45:16 |
А в цьому щось є! | |
Ло 05.09.2008 12:32:05 |
тупизм крепчал | |
язва 05.09.2008 12:30:39 |
вы ведь щас всё равно свернёте тему на противостояние демократии и комунизма, украинцев и русских | |
Оля 05.09.2008 12:29:07 |
жук написал/а музей Ленина... Господи... давайте музей Сталина сделаем, музей Гитлера, музей Муссолини. Чем отличается Ленин от Гитлера? ничем не отличается... | |
добрый 05.09.2008 12:15:56 |
оставьте Ленина в покое уже. Он и так в Чистилище попасть не может, пока его тело лежит в Мавзолее | |
жук 05.09.2008 12:12:46 |
музей Ленина... Господи... давайте музей Сталина сделаем, музей Гитлера, музей Муссолини. Чем отличается Ленин от Гитлера? | |
айс 05.09.2008 12:11:32 |
Штанько комуняка и не надо отговариваться)) | |
Папа 05.09.2008 12:10:55 |
блин,я не понимаю - в наши музеи всё равно никто ведь не ходит - кому оно вообще надо? для старых пердунов? неприбыльно! | |







