Страна добровольных налогов

Смотрите

Я немножко прерву цикл статей, ругающих наш замечательный народ. Видимо, очередной статьей (если она вообще появится) цикл этот будет закончен совсем — тут по-любому ничего уже не поделаешь: какие есть, такие и есть (скоро — перед выборами — нас все равно все оближут, причем всех); просто я еще о пакостной России сказал не все гадости……...

А сейчас я с удовольствием поругаю нас же за другое — за фактически добровольную уплату налогов предприятиями, каковой добровольности государство наше явно недостойно.

Вопли: «А как же пенсионеры/солдаты/учителя/врачи?..» — отметаю сразу: все равно им всем ничего не достается, а разворовывается, пока пенсионеров кормят дети и внуки, учителей — родители учеников, а врачей — больные и их родственники. Солдат, кстати, не кормит никто, и от того, что собирать станут больше, исправляться эта ситуация не будет — просто больше разворуют и повзрывают в Новобогдановке или Лозовой. Ну не принято у нас кормить свою армию: то ли — чтоб злее была, то ли — ждут чужую, чтобы кормить уже ее. Сопоставьте бюджеты обороны и содержания Секретариата Президента, убедитесь. Так что будем без сантиментов, по делу.

Принято считать, что у нас жестокая и жесткая система налогообложения, что плательщикам выкручивают руки и т. д., и т. п. И да, и нет. Выкручивают, но лишь тем, кто сам палец о палец не ударяет, чтобы не выкручивали. «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад!» — писал известный русскоязычный классик.

Уже больше десяти лет я не могу достучаться до глупых наших безнесменов: вы все — переплачиваете! Потому что сэкономить надо только вам, а знают, как это делать, совсем другие люди — бухгалтеры, экономисты, юристы. А они за голую зарплату (даже щедрую, что, впрочем, редкость) делать этого не хотят. И правильно, между прочим, поступают: если шеф хочет налоговой экономии, пусть гарантирует тем, кто эту экономию ему «выхитривает» (подставляя и душу, и голову, и задницу), хоть какой-то от этой экономии процент.

Или — пусть женится на бухгалтере. Чтобы она знала: не сэкономит или экономию свою не отстоит в суде — поедет летом не на Канары/в Карловы Вары, а в Карловку или Евпаторию. И тогда она, вместо того, чтобы кивать на Уголовный кодекс («Ой, вы шо, мине ж посодют»), перегрызет за эту экономию горло — и подчиненным, и инспектору, и судье (не забывая при этом с ними со всеми делиться — это и есть бизнес: не только себе, но и людям). А посадить главбушку может лишь один человек — она сама, и то — если она не просто дура, а дура абсолютно круглая (настолько, чтоб, поверив понтовым угрозам налогового полицая, написать самодонос).

Другое дело, если бухгалтер — и не жена, и не на проценте, тогда ей просто не хочется ради шефа стараться, но УК тут ни при чем.

Даже если на предприятии работают полтора человека, три из них должны быть бухгалтерами:

один (самый никчемный) пусть ведет бухгалтерский учет, все равно он сегодня формальный и никому не нужен;

другой (поумнее) пусть занимается налоговым учетом, не отвлекаясь на дебеты-кредиты и не путая себя бухгалтерией, которая сегодня с налогами никак не стыкуется («бух» ведется в разрезе продукции, а налоги учитываются в разрезе периода; основные фонды для «бух» — вовсе не те, что для налогов; в одном учете может быть большая и законная прибыль, а в другом при этом — большая и тоже законная прибыль, причем и там, и там все правильно), эти бухгалтеры разных учетов могут даже не быть знакомы друг с другом, чтоб зря не удивляться и не отвлекаться от своей работы;

ну а третий может сидеть вообще без зарплаты — только на процентах от отсуженного, вот он (самый умный) пусть по судам и ходит, не дергая (ну, почти не дергая) остальных, этот и без зарплаты будет самым высокооплачиваемым, а главное — заинтересованным.

По жизни же все иначе: жлобливый... ой, это опять вырвалось, больше не буду... так вот, жлобливый шеф жмотится на зарплату и все навьючивает на одного безответного человека, каковой человек, бедный, кроме того, что бухгалтер по всем учетам, еще впридачу — экономист, финансист, трудовик, нормировщик, плановик, аналитик, юрист и кассир. Ясное дело, ему, несчастному, не до налоговой минимизации. Ему бы получить за все за это свои кровные $500 (и то — столько дают не всюду), ну — максимум — $1000 безо всяких процентов, и подите все прочь, у нас безо всякой химии, у нас все чисто, у нас по закону.

Таких, кстати, в первую очередь и штрафуют: договариваться он не умеет, да и фондов на это начальство не выделило, а чтоб действительно все было в ажуре — так не бывает, что-то да нарушишь, если постановления противоречат законам, инструкции — постановлениям, письма — инструкциям, а практика жизни — этому всему.

Так вот, то, что для кого-то война, для кого-то — мать родная. Ибо есть в нашем законодательстве один расчудесный пункт — п/п. 4.4.1 Закона «О порядке погашения налоговых обязательств», согласно которому любые противоречия должны разрешаться в пользу плательщика. И уж чего-чего, а противоречий у нас хоть отбавляй: всегда по любому вопросу можно найти и хорошее письмо Госкомпредпринимательства или профильного Комитета Верховной Рады, и плохое письмо ГНАУ (это главная контора налоговиков; зачастую даже она сама дает противоречащие друг другу письма, и не потому, что запуталась, а по другой — всем понятной — причине); словом, с наличием противоречий проблем нет.

Налоговая, правда, говорит: «Не читайте чужие письма!», причем говорит, как ни странно, на совершенно законном основании: в том же Законе «О порядке погашения...» есть и удивительный коррупционный п/п. 4.4.2 «д», согласно которому индивидуальное (!) налоговое разъяснение освобождает от ответственности лишь его адресата, а не всех подряд,— не вы, дескать, это письмо покупали, не вам его и танцевать.

Но противоречие-то налицо все равно! И 4.4.1 ( о том, что все противоречия — в пользу плательщика) никто не отменял. Так что отсудить можно все (кстати, какая уж тут уголовщина, если Родина сама не может разобраться!) — было бы желание. Но в том-то все и дело, что желания (см. выше) нет, не оплачено оно, это желание, вот бухгалтер, кивая на УК, и работает по принципу «все бери, мене не руш».

Такой бухгалтер и слушать не хочет насчет реальных и абсолютно легальных антиналоговых маневров: раздвоения-растроения фирмы; создания «единоналожников»; искусственной нулевой ставки НДС; оплаты услуг не за свой счет, а за счет налогов, вплоть до отрицательной стоимости таких услуг; обоснования так называемых обычных цен; да и просто написания умненьких приказов, один факт существования которых уже сам по себе способен облегчить налоговое бремя; а также прочих многочисленных чудесных способов законной налоговой минимизации (о них обо всех — разговор отдельный и особый).

На (анти)налоговые семинары, где речь идет о таких маневрах, порой приходят бабушки-бухгалтеры и просят меня: «Дайте нам справку о том, что все ваши маневры на наших предприятиях неприменимы». И я с удовольствием такую бумажку даю. Я даже не думал разбираться, почему возникает такая ситуация. Они мне сами все рассказали: «Мой шеф говорит — поезжай к Киршу, и он научит, как обойти налоги. А ты будешь этим впредь заниматься. Между прочим, мне за это никто ничего не доплачивает. Я, видите ли, должна рисковать, думать, как ему сделать лучше... А он все равно платит мне гроши».

Благодаря таким бухгалтерам государство хоть какие-то налоги и получает. А вот когда хозяева поумнеют и своим бухгалтерам и юристам начнут платить проценты от прибыли, от сэкономленного, то система налогообложения, боюсь, в один момент окажется безрезультатной.

Не, давать придется все равно, без этого никак. Но когда все красиво, чисто и не придерешься, хоть ничего в бюджет и не пошло,— это стоит дешевле, то есть дать можно меньше. И если так будет у всех, то наша система к этому просто не готова. Несовершенные налоговые законы сейчас не предусматривают того, что вдруг, ни с того ни с сего наши бухгалтеры станут пользоваться всеми возможностями, которые им уже сегодня предоставило туповатое законодательство. Все держится лишь на том, что люди добровольно платят, что и куда скажут, так как им лично «оно не надо». Но едва работники предприятия договорятся друг с другом, в один прекрасный день бюджет может остаться без денег.

Налоговая система у нас удивительная. Она выполняет кучу функций, кроме главной — собственно сбора налогов. Налогообложение в сегодняшнем сверхсложном виде существует, к примеру, для искусственной занятости. Из-за того, что налогообложение в стране чересчур сложное, есть работа у многочисленных бухгалтеров, аудиторов, у тех же налоговиков, у остальных проверяющих, у работников всевозможных фондов. Можно сказать, что именно благодаря нашему налогообложению в Украине сравнительно низкий уровень безработицы.

Помимо этого, налогообложение выполняет функцию устрашения, или попросту карательную. Если кто-то случайно перечислит слишком много денег «не той» партии, его ведь за это ни поругать, ни, тем более, наказать — нельзя. Зато к нему можно внезапно прийти с внеочередной налоговой проверкой. И — не брать, когда он будет давать. Тогда человек сразу поймет, что поступил неправильно.

Есть у налогообложения даже функция социально-примирительная — она реализуется благодаря негласному общественному договору богатых с полунищими («нам — офшоры, вам — единый налог»).

Единственное, чего система не выполняет, — функцию сбора налогов. Нет, что-то, конечно, служба — благодаря добровольцам — собирает. А когда вдруг не хватает, но очень надо, тогда высшие чины «садятся на телефон» и звонят на предприятия: «Перечислите, пожалуйста, налог на прибыль!». И те перечисляют, конечно, потому что не хотят неприятностей, уже «полудобровольно». Вот так — в ручном режиме — у нас зачастую и собирают налоги.

Если, конечно, не хватает «чисто добровольных» поступлений. Но, как правило, их хватает: планируют-то на самом деле не очень много, зная этой системе цену.

Так что все вопли: «Ой, тяжело!» — для отвода глаз. Просто налоговики, пока одни сопротивляются и не платят ничего (почти ничего) вообще, с других (добровольцев) — с целью компенсации — дерут три шкуры. Чтоб хоть на запланированное наскрести. И тоже правильно делают. Я б с таких драл тоже. Мне их не жалко. Жлобящийся на бухгалтера — да привнесет в казну.

Александр Кирш

07 октября 14:20
:   Средняя оценка: Голосов: 12
РаспечататьОтправить другу
Комментировать
Комментировать
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
jhkjkh
08.10.2008 14:30:09
 
Браво! А кто не понимает тот му..к из ГНАУ
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Tatka
08.10.2008 9:51:08
 
Без комментариев!!! :))
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Orval
08.10.2008 9:03:55
 
Статья супер! Специально распечатал для распространения среди друзей.
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
VALERAZV
07.10.2008 23:13:12
 
У меня чисто дилетантский вопрос :знакомая бухгалтерша плачет,что ей платят гроши-17000 гр.-это,что ,по бухгалтерски - гроши?
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
!!!
07.10.2008 18:21:18
 
111 написал/а
надо уже специальную категорию вводить "Статья Кирша"

Длино,нудно и бездарно написано.Жаль потраченных минут,на чтение.
Проведи журналистское расследование и напиши результат.Возможно и возбудят уголовное дело и этим поможеш пенсионерам...
А трепаться каждый может и ума много не надо!!!
не согласен согласен    Рейтинг: -8
 
ДД
07.10.2008 17:46:50
 
Аналогичная история.В Киеве в Голосеевской налоговой инспектор настоятельно советовала уменьшить зар.плату,что бы не увеличивались затраты.Показать прибыль и уплатить налог на прибыль в бюджет.
Театр абсурда
не согласен согласен    Рейтинг: 15
 
Бух
07.10.2008 17:39:19
 
Прогресс- при проверке совместного предприятия инспектор приморской гна г.Одесса возмутилась, что з/пл на предприятии белая и мы платим очень большие налоги. И предложила директору перейти на схему "черных" з/пл для экономии.Вот вам и оптимизация...
не согласен согласен    Рейтинг: 9
 
Реально
07.10.2008 17:33:25
 
Дайте статистику посадок директоров/бухгалтеров за последние 5-7 лет. Директору есть чем откупаться (10000 $/год), он нагреб. А бухгалтер остается крайним, потому что откупиться нечем.
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
Нина
07.10.2008 17:26:07
 
Обычный магазин в Одессе: кассового аппарата нет- единщик торгует обувью по 1000 $/пара контрабандных лаптей. Оборот 10,0 млн.$/год.Сокрытие налогов -3,75 млн.$/год. Зачем реальному хозяину бухгалтер (хоть умный,хоть глупый), если обл.гна шакалит у него за скидку 20% от цены тапок?
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
555
07.10.2008 17:21:50
 
Это правда. Всегда между двух огней: босс и налоговики. Законы пишут левой ногой без участия мозгов.
не согласен согласен    Рейтинг: 9
 
бурый
07.10.2008 16:57:08
 
хорошая статейка
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
жук
07.10.2008 16:55:55
 
Кирш призывает к анархии))) если что - все заваливаем в его пещеру)
не согласен согласен    Рейтинг: -5
 
137
07.10.2008 16:55:44
 
Часто приходится обращаться к законам и подзаконным актам (не по вопросам налогообложения) .Явже полностью уверен, что законы в нас пишутся или полными иди тами, или психически неполноценными людьми, одним словом ДЫ ПУТАТАМИ и ДЫ ПУТАНАМИ. У них нехватает даже ума, чтобы пригласить профессионалов для разработки законов и подзаконных актов, начиная с Конституции. У нас любое безграмотное ЧМО считает себя настолько умным, что может писать законы и принимать их. В результате имеем бардак несусветный.
не согласен согласен    Рейтинг: 18
 
жук
07.10.2008 16:51:40
 
больная тема для Кирша?
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
Тимоха
07.10.2008 16:51:13
 
умеете вы портить настроение
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
Антон
07.10.2008 16:50:50
 
антиутопическая картина...
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
гусь
07.10.2008 16:50:00
 
наконец-то автор хоть что-то стоящее написал. Молодец
не согласен согласен    Рейтинг: 7
 
Емз
07.10.2008 16:49:24
 
удивили такие глубокие познания Кирша...
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
волк
07.10.2008 16:47:48
 
цинично!
не согласен согласен    Рейтинг: -2
 
:)
07.10.2008 16:47:24
 
у Кирша богатый опыт) шел бы бухгалтером, чтоли
не согласен согласен    Рейтинг: -3
 
айс
07.10.2008 16:44:57
 
автор призывает не платить налоги.. хм.. интересная мысль
не согласен согласен    Рейтинг: 5
 
Ян
07.10.2008 16:42:21
 
Н.В. написал/а
Статья правильная .Поверьте мне,бухгалтеру с 20-ти летним стажем. Почаще надо поднимать тему налогов и ,конкретно,работы налоговых инспекций. Когда не принимают отчеты с убытками,когда хамят, когда пьют кофе ,а у дверей очередь ждет.
Этого не поймет тот,кто не стоит в очередях в налоговой инспекции каждый месяц .

абсолютно согласен!
не согласен согласен    Рейтинг: 13
 
Александр
07.10.2008 16:41:51
 
Н.В. написал/а
Статья правильная .Поверьте мне,бухгалтеру с 20-ти летним стажем. Почаще надо поднимать тему налогов и ,конкретно,работы налоговых инспекций. Когда не принимают отчеты с убытками,когда хамят, когда пьют кофе ,а у дверей очередь ждет.Этого не поймет тот,кто не стоит в очередях в налоговой инспекции каждый месяц .


Мы вот сдаем отчетность через интернет - ни тебе очередей, ни тебе хамства.
не согласен согласен    Рейтинг: -8
 
хм...
07.10.2008 16:32:09
 
бред
не согласен согласен    Рейтинг: -13
 
Н.В.
07.10.2008 16:19:38
 
Статья правильная .Поверьте мне,бухгалтеру с 20-ти летним стажем. Почаще надо поднимать тему налогов и ,конкретно,работы налоговых инспекций. Когда не принимают отчеты с убытками,когда хамят, когда пьют кофе ,а у дверей очередь ждет.
Этого не поймет тот,кто не стоит в очередях в налоговой инспекции каждый месяц .
не согласен согласен    Рейтинг: 22
 

Первые 25 комментариев
 Следующие 25 комментариев »
Комментировать
Комментировать
Читайте
Обновлено: 20 ноября 23:17
Жёлтые

Интернет магазин загрузка...
bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.