Кризис не есть смерть. Кризис есть переход

Смотрите
Кризис не есть смерть. Кризис есть переход
Кризис не есть смерть. Кризис есть переход Кризис не есть смерть. Кризис есть переход Кризис не есть смерть. Кризис есть переход Кризис не есть смерть. Кризис есть переход

Все течет, все меняется… Светлая полоса жизни сменяется темной, темная – светлой; за падением следует взлет, за взлетом – падение.

Гости «Обозревателя» - руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко и руководитель Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев - еще раз подтвердили эти вечные истины и помогли понять, что «кризис не есть смерть. Кризис есть переход».

Великая депрессия, волны демократии и кризис как переход

По мнению Андрея Ермолаева, сегодня стоит говорить не об экономическом, не о политическом кризисе, а о кризисе системном, «который продлится и в мире, и в Украине на протяжении 2-5 лет, в зависимости от успешности национальных и транснациональных антикризисных программ». Тем не менее, в условиях кризиса Украина оказалась наименее подготовленной к глобальному кризису капитализма, - убежден Андрей Ермолаев. По словам политолога, причиной этого стали глубокие системные диспропорции, присутствующие в структуре отечественной экономики, в частности, «экспортная ориентация, низкие темпы модернизации и эгоизм поведения сырьевой олигархии, которая никогда не была активным участником процессов структурной перестройки».

«Украина оказалась в списках стран, которым нужно срочно помогать балансировать внешний платежный баланс, обеспечивая дополнительными вливаниями кредитов» не потому, что в мире нас рассматривают, как стратегических партнеров, а лишь для того, чтобы обезопасить тот же мир от рисков для европейской безопасности, - считает Андрей Ермолаев. «Неготовность общества к новой волне кризиса, большой дисбаланс между бедными и богатыми, а главное – высокий уровень конфликтности украинской политики рассматриваются, как риск», - продолжает политолог. «Поэтому легче дать денег, нежели работать на перспективу».

Владимир Фесенко, в свою очередь, провел параллель между нынешним мировым кризисом и периодом Великой депрессии 1929-1933 годов. В этом контексте нынешняя ситуация, по мнению политолога, является «самым серьезным глобальным финансово-экономическим кризисом». «Тогда экономический кризис привел к очень серьезным политическим последствиям, - напомнил Владимир Фесенко. - С одной стороны, он усилил авторитарные и тоталитарные тенденции в целом ряде стран, с другой стороны, он привел к смене модели экономической политики». По аналогии, «сейчас модель экономической политики тоже придется менять», - убежден политолог.

Тем не менее, по словам Владимира Фесенко, «авторитарный прилив» нам не грозит - «ситуация сейчас во многом другая». Вместе с тем, политолог напомнил известную теорию С.Хантингтона о «волнах демократии», согласно которой за каждой «волной» демократизации неизбежно следует определенный «отлив». «Не обязательно это возврат к авторитарным режимам, но некое сворачивание или регулирование демократии, особенно в обществах с молодыми демократическими режимами», - поясняет господин Фесенко. «Вполне возможно, что такой «отлив» в развитии демократических тенденций может совпасть с экономическим кризисом».

Для Украины этот кризис неординарный, считает Владимир Фесенко, в частности, по той причине, что в отличие от кризиса 1990-х годов, сейчас мы вовлечены в глобальный финансовый кризис. Уникальность нынешней ситуации заключается еще и в том, что «финансовый кризис совпал с кризисом структурным, кризис экономический совпал с кризисом политическим».

Андрей Ермолаев заметил, что не следует «линейно сравнивать» национальные экономики разных стран, которые находятся «на разных ступеньках глобального экономического уклада». «Для высокотехнологических стран кризис капитализма выражается, прежде всего, на рынках финансовых инструментов, и он, скорее всего, обернется рецессией экономики при сохранении перспективы». «А вот для так называемого «индустриального пояса» могут быть и катастрофические последствия, потому что изменяется структура мирового производства. Очень бы не хотелось, чтобы в этом глобальном разделении труда кризисным элементом оказалась как раз украинская экономика», - считает Андрей Ермолаев. В любом случае, «кризис не есть смерть, кризис есть переход».

Мантра «кризис, кризис» сработала!

Одну из причин катализации внутреннего кризиса в Украине Андрей Ермолаев видит в том, что на протяжении последних лет у власти находятся «некомпетентные и неадекватные» бизнес-элиты, которые «к государственному управлению применяют практики бизнес-управления». «Как правило, это оптимизация, это временное выравнивание проблем, это политика социальных компенсаций и, как результат - краткосрочный характер» таких практик – «это сермяжная правда нынешнего политического конфликта», - констатирует политолог.

Именно поэтому не удивительно, что бизнес-элиты просто не заметили кризис. «Мы заболтали сам термин «кризис» - все время повторяли, как мантру – «кризис, кризис, кризис…» И вот кризис пришел, а политики его не заметили», - рассказывает Владимир Фесенко. Когда же кризис вышел на первый план, возникла еще одна проблема: проблема неадекватной реакции на него. «На первом плане оказался политический кризис, хотя его цена гораздо ниже, чем стоимость экономического кризиса».

«Пакет антикризисных мер, предложенный в целом ряде вариантов, оказался заложником темы досрочных выборов», которая оказалась важнее адекватной реакции на экономический кризис. «То ли наши политики не осознают всех масштабов экономического кризиса и считают, что еще можно потянуть время, то ли для правительства действительно не столь важна эта тема и оно может еще какое-то время поиграться и в блокирование парламентской трибуны, и в блокаду парламентских выборов», - делает предположения Владимир Фесенко. А может быть, дело и в том, что «никто – как в одном, так и в другом лагере, - всерьез не рассматривает пакет антикризисных действий. Они считают, что он не столь значим и эффективен, и что им можно пожертвовать, сначала потолкаться на тему выборов, а уже потом вернуться к разработке и утверждению антикризисных мер».

Из любой ситуации есть, как минимум, два выхода

«У всякой ситуации есть выход, есть выход и в этой ситуации», - обнадежил Андрей Ермолаев и заметил, что «стабилизация власти является главным условием» для этого. Однако в нынешних условиях политолог называет такой вариант «маловероятным». Поэтому Андрей Ермолаев предлагает альтернативный вариант выхода из состояния «политической войны»: «Наверное, имеет смысл организовать серьезные общенациональные консультации на предмет выхода на пакет краткосрочных антикризисных мер и на формирование приоритетов последующего развития. Для этого нужно говорить не только о стабилизационных мерах, но и о формировании фонда развития, о техническом периоде стабилизации и нужна политическая договоренность по времени переизбрания парламента». «На эти несколько лет Украине нужна стабильная, эффективная, и, главное, результативная власть. Без перевыборов и формирования новых правил игры это невозможно», - убежден политолог.

«Пока дилемма остается прежней: либо обострение «военных действий», когда та или иная сторона может переломить ситуацию в свою пользу, либо поиск компромисса, который будет касаться как набора антикризисных экономических мер, так и выхода из политического кризиса», - продолжает Владимир Фесенко. Компромисс, в частности, может заключаться в договоренности о том, что «сейчас парламент, продолжая работу, занимается утверждением законодательных мер, связанных с выходом из экономического кризиса, и переносе досрочных парламентских выборов на согласованную дату – конец января либо февраль».

Если же взаимное недоверие политиков преодолеть не удастся, Владимир Фесенко видит еще один вариант – «создается некая формальная большая коалиция и формируется новое антикризисное правительство, но не партийное – чтобы ни один потенциальный кандидат на пост президента не стал премьером». «Пусть экономическим кризисом занимаются профессионалы, а политики спокойно готовятся к досрочным выборам».

Неспособность политиков договариваться, по мнению Андрея Ермолаева, может привести к тому, что «придется выбирать либо между управляемым досрочным избирательным процессом, который нужно пересматривать на перспективу 2009 года», либо нас ждет «неуправляемая конкуренция за авторитарную власть». «Конкуренция за авторитарную власть в условиях парализованного парламента – самый негативный сценарий 2009 года, который просто нельзя допускать», - убежден Андрей Ермолаев. По его мнению, антикризисные меры предполагают мобилизацию власти и жесткий диалог с бизнесом. А это значит, что два центра власти – Секретариат и Кабмин – «будут либо дублировать друг друга через деятельность СНБО, либо работать на уничтожение, что мы видим уже сейчас».

Все ответы Владимира Фесенко и Андрея Ермолаева на вопросы читателей «Обозревателя» смотрите здесь

 

Смотрите видеоотчет о пресс-конференции:

Пусть Ющенко и Тимошенко потанцуют. Авось поможет!

Ющенко и Тимошенко - угроза национальной безопасности

В этом году выборов не будет!

Варианты выхода из кризисов

Украине обещают дефолт

29 октября 13:30
:   Средняя оценка: Голосов: 3
РаспечататьОтправить другу
Комментировать  "Кризис не есть смерть. Кризис есть переход"
Комментировать  "Кризис не есть смерть. Кризис есть переход"
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
Ахетатон
30.10.2008 9:31:56
 
ПГик написал/а
Если провести анализ прогнозов, выводов всех экспертов, директоров институтов можно сделать вывод: - ничего не подтверждается.Все эти директора создали институты под себя на деньги грантов НАТО,ОБСЕ и т.д.А чьи деньги там и "правда". Они ничего не теряют, они просто отрабатывают деньги.

Мы все отрабатываем деньги. Но эти люди "в теме", поэтому знают чуть-чуть больше, чем простые смертные. Именно поэтому их мнение стоит учитывать
не согласен согласен    Рейтинг: 4
 
ПГик
30.10.2008 9:04:59
 
Если провести анализ прогнозов, выводов всех экспертов, директоров институтов можно сделать вывод: - ничего не подтверждается.
Все эти директора создали институты под себя на деньги грантов НАТО,ОБСЕ и т.д.
А чьи деньги там и "правда". Они ничего не теряют, они просто отрабатывают деньги.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Alex
30.10.2008 0:18:49
 
Есть на ТВ программа, где два бульбаша (по моему Саша и Серожа) клеят дурака. Вот эти двое с умными рожами пытаются делать то же самое. Все эти руководители центров, директора институтов и прочие политологи - как пена на пиве, которую нужно просто сдуть.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Я
29.10.2008 18:05:42
 
Хочу сказать ,что у этих людей есть общая черта:они НЕ ОТВЕЧАЮТ за свои слова.
Мы уже проходили эти все прогнозы в 90.
Появилось милионы нищих и кучка миллионеров.
Зато все было "логично и по графикам" Пинзеныка объясненно.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
ыыы
29.10.2008 16:49:07
 
тюнс написал/а
вы посмотрите как сегодня вели себя наши политики в Раде! Они так ничего и не приняли!

нет, вроде что-то там кричали радостно
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
крутиков
29.10.2008 16:47:30
 
аминь
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
морено
29.10.2008 16:47:05
 
непонятные вообще гости какие-то
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
воланд
29.10.2008 16:46:45
 
это уже смерть...
не согласен согласен    Рейтинг: -2
 
умник
29.10.2008 16:46:26
 
доллар 6,9. Нет причин волноваться)
не согласен согласен    Рейтинг: 8
 
жук
29.10.2008 16:45:56
 
и?
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
пессимист
29.10.2008 16:37:30
 
украине уже ничего не поможет
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
??
29.10.2008 16:37:05
 
так сегодня приняли антикризисный закон?
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
:)
29.10.2008 16:36:44
 
-- написал/а
даже не представили - кто это, откуда они

угу) просто сказали "гости" и всё
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
абв
29.10.2008 16:35:33
 
ни о чем
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
женщина
29.10.2008 16:34:56
 
в Америке национализируется всё. Может и нам принять такое же решение
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
111
29.10.2008 16:34:24
 
не знаю этих людей
не согласен согласен    Рейтинг: -2
 
--
29.10.2008 16:34:03
 
даже не представили - кто это, откуда они
не согласен согласен    Рейтинг: -2
 
Харьков
29.10.2008 16:33:21
 
это правда, что продукты массово сметают в Киеве?
не согласен согласен    Рейтинг: -2
 
...
29.10.2008 16:32:52
 
с их зарплатами, подозреваю, останешься оптимистом
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
...
29.10.2008 16:32:52
 
с их зарплатами, подозреваю, останешься оптимистом
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
айс
29.10.2008 16:32:05
 
"Одну из причин катализации внутреннего кризиса в Украине Андрей Ермолаев видит в том, что на протяжении последних лет у власти находятся ?некомпетентные и неадекватные? бизнес-элиты" - золотые слова
не согласен согласен    Рейтинг: 9
 
булыга
29.10.2008 16:30:58
 
какие-то они оба оптимистические...
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
тюнс
29.10.2008 16:30:09
 
вы посмотрите как сегодня вели себя наши политики в Раде! Они так ничего и не приняли!
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Комментировать  "Кризис не есть смерть. Кризис есть переход"
Комментировать  "Кризис не есть смерть. Кризис есть переход"
Читайте
Обновлено: 09 января 14:50
Жёлтые

Интернет магазин загрузка...
weblog.com.ua bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов и новостей сайта гиперссылка на Обозреватель обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов и новостей не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.
Поймай ПОДАРОК!