77 мифов Украины: Слуга восьми господ - 2

» Иллюстрация сайта vintagesp.blogspot.com

Смотрите
Часть вторая. Первую читайте в статье: 77 мифов Украины: Слуга восьми господ

Так рабство или возрождение?

Вообще, защитники теории «рабского состояния» Украины явно не могут свести концы с концами. Да, тысячи украинцев гибли при строительстве Санкт-Петербурга и пограничных крепостей в самой Украине. Но в «северную столицу» их заманивали, в первую очередь, щедрыми посулами – хоть впоследствии и неоднократно нарушаемыми. А пресловутые крепости Мазепа с удовольствием помогал строить российским инженерам – ведь стояли-то они все равно на украинской территории.

Казаки несли большие потери во время «польского» и «азовского» походов? Так ведь эти закаленные в боях воины – не стадо баранов, которых можно было безнаказанно вырезать. Противостоящих им врагов пало гораздо больше. Неужто объективное ослабление исконных врагов Украины – Польши, Крыма и Турции может оцениваться как «вред национальным интересам украинского народа»? И вообще, пункт об обязанности гетмана выставлять армию в поддержку «сюзерена» присутствовал в любом из богатого набора союзных соглашении украинских «булавоносцев» – будь оно заключено с Россией, Польшей или Турцией.
Но, положим, население «гетманщины» и впрямь лишь стонало под «железной пятой» зловредной Москвы. На каком же тогда основании в начале 19 века один из почитателей Мазепы, Александр Мартос сказал на его могиле: «Он был друг свободы и за сие достоин уважения потомства. После его удаления из Малороссии ее жители потеряли все права, которые он защищал со свойственной патриоту любовью и горячностью. Мазепа, просвещеннейший и человеколюбивейший человек, повелитель вольного и, следовательно, счастливейшего народа».

Ренессанс Мазепы

Так все-таки: каким же был украинский народ в годы правления Мазепы – «порабощенным» или «вольным»? Несчастным или счастливым? Если судить по воспоминаниям того времени датского посла - то вернее, все-таки, второе. Западный дипломат писал об Украине (кстати, уже пережившей «геноцид» Меньшикова) в 1711 году следующее: «В казацкой стране все благоденствуют, все живут в роскоши … В противоположность русским каждый казак ходит в церковь со своим молитвенником. Они во всех отношениях несравненно чище и опрятнее русских… Дома хорошие, улицы чистые. В России ничего подобного я не встречал… Власть тут вежлива, встречают хлебом и солью, не так, как в России…».

А показывали послу тогда, конечно, не «потемкинские деревни» – по понятной причине отсутствия еще не родившегося на тот момент «светлейшего князя». Ведь панегирик Мартоса своему кумиру отнюдь не был однозначным преувеличением. Ту эпоху не зря нередко называют «мазепинским возрождением». Гетман был не только большим сребролюбцем – но и не меньшим меценатом. Под его покровительством строились величественные храмы, дворцы, целые города, развивались науки и искусства. В 1703 году под предлогом «помощи» союзному в то время Петру польскому королю Августу от восставших крестьян и казаков фастовского полковника Палия украинские войска заняли Правобережную Украину, фактически объединив всю страну под властью единого гетмана. Можно ли считать такое «упадком» и «рабством»?

Ну, в принципе, для тех, кто умудряется одновременно открывать «музеи советской оккупации» и хвалиться тем, что их «оккупированная» в тот момент страна была «соучредителем ООН» – нет ничего невозможного. Пусть даже уровень ВВП «оккупационного» 1989 года был достигнут лишь спустя целых 18 лет – в то время, как остальной мир, увы, не стоял на месте, двигаясь вперед «семимильными шагами».

Что скрывается за «шведской альтернативой»?

Но как бы там ни было, может, Мазепа руководствовался в своем «шведском курсе» знаменитой максимой о том, что «лучшее – враг хорошего», и хотел вознести возглавляемую им страну на прежде недосягаемую высоту? Например, добиться ее полной независимости, о чем не устают говорить многочисленные защитники гетмана?
Уточним сразу – оригинального текста договора между гетманом и шведским королем не сохранилось. Как указывалось выше, весь архив Карла был уничтожен при отступлении после Полтавы. И, как минимум, весь 18-й, 19-й и половину 20 веков ни один из серьезных историков, и русских, и шведских не мог похвастаться счастьем лицезрения этого документа. Так что, если он когда-нибудь и всплывет в доселе «неразобранных» архивах чьего-либо забугорного МИДа - доверие к нему, скорее всего, будет не больше, к чем цитированной выше бумажке с «планом Петра об уничтожении казачества».

Украина против России

Так что при анализе этих договоренностей мы может ссылаться лишь на косвенные источники, мемуары современников тех событий и т.д. Возьмем, для начала, текст, принадлежащий одному из самых преданных соратников Мазепы (и верных сынов Католической церкви) Генеральному писарю (а позже – «гетману в изгнании») Пилипу Орлику. (Цитируется по книге Илька Борщака – выбранные самим историком пункты)
#2 «Все, что будет завоевано из бывшей территории Московского царства, будет принадлежать по праву войны тому, кто этим овладеет; но все то, что, как выясняется, принадлежало когда-то русскому народу, передается и удерживается при украинском государстве».

Приводимые далее пункты 4 и 5 менее важны и касаются, в основном, обещания соблюдения этих прав как в отношении лично Мазепы, так и Украины в целом.

Заманчиво?

На первый взгляд, да. Правда, все выглядит очень уж расплывчато – ибо отчего-то не указано, что именно считать тем, что «изначально принадлежало русскому народу». Кто не верит, пусть попробует доказать даже сейчас среднестатистическому поляку, что, скажем, Львов не является «исконно польским городом». А ведь тогдашний король Польши Лещинский также значился в ставленниках и союзниках шведского владыки. Чего ради Карлу XII было обижать своего верного партнера в угоду Мазепе?

Приходится слышать мнение – дескать, шведы равно недолюбливали и Варшаву, и Москву. Ага, а к не менее православной, чем Россия, Украине воинствующие протестанты должны были отчего-то были испытывать намного более светлые чувства. Да по их вероучению даже иконы – хоть в православных, хоть в католических храмах считались «идолами», подлежащими сожжению.
Но если даже отбросить религиозные различия, нет сомнений, что в гипотетической империи Карла XII вовсю исповедовался бы универсальный принцип, известный еще с древнеримских времен: «Разделяй и властвуй». Иначе единство любой империи не удержать – надо стравливать между собой ее составные части. Ведь не только казачья старшина мечтала о полной независимости – гордые польские шляхтичи, думается, тоже не горели желанием продолжать жить под шведским протекторатом. А тут появляется такой отличный повод отвлечь и украинцев, и поляков от крамольных с точки зрения Швеции мыслей – дать им возможность разобраться друг с другом, кому же именно принадлежат «русские земли». А когда оба потенциальных вассала Стокгольма достаточно выпустят кровушки друг из друга, можно будет выступить и в роли «миротворца». Лучше всего, увлекая обоих соперников образом «общего врага» – той же недобитой России.

Шведский гонорар

Впрочем, согласно мнению совсем не пророссийских, но гораздо менее ангажированных, чем Орлик авторов, «гонорар» Мазепе от шведской короны выглядел куда более скромнее. Чтобы не сказать – оскорбительнее. Историк Теодор Мацькив в этой связи приводит мемуары экс-секретаря походной королевской канцелярии Карла XII Петра Шоэнстрема, изданные в Амстердаме в 1740 году.

Согласно им, украинский гетман обязывался:

«Во-первых, принять шведского короля в Северщине (Черниговщине) и передать ему все местные крепости – Стародуб, Новгородок, Брянск, Мглин, Новгород-Северский и другие».

Далее следуют пункты обязательств Мазепы собрать под шведские знамена украинских, слободских, донских казаков, калмыцкого хана Аюка и начать в составе объединенной армии Карла поход на Москву.

А также – обеспечивать провиантом эту армию из «богатой Украины и Слобожанщины» (О, как это знакомо из недавней истории – «яйки, млеко, курка»).

В-четвертых, гетман обязан вернуть всю Украину полякам, то есть воеводства Киевское, Черниговское (Северское), а также Смоленскую округу. В награду за это он должен был получить титул князя и княжество, образованное с полоцкого и витебского воеводств в Белоруссии на тех же правах, что и курляндский герцог…» Пусть никого не вводит в заблуждение отсутствие в этом перечне Подолии, Волыни, Галичины – они ведь и так формально находились в составе Речи Посполитой, хоть на их территории тогда и стояли украинские войска.

Да, воистину «достойный» вариант «независимости» от шведских щедрот – титул «князя Белорусского» и полная польская кабала для всей Украины. По сравнению с ним, даже мечта Выговского - «Великое княжество Русское» в составе Речи Посполитой - кажется огромным достижением.

Из двух зол…

Так что, о чем бы не мечтал Мазепа – независимостью для Украины от его «смены курса» даже и не пахло. А уж тем более – каких-то «златых гор» для ее народа. Собственно, гетмана-перебежчика однозначно поддержала лишь верхушка казачьей старшины – да и она потом большей частью перебежала обратно. Несмотря даже на то, что срок объявленной Петром амнистии для таких «беглецов» истек - генеральный судья Чуйкевич, генеральный есаул Дмитрий Максимович, полковники Зеленский, Кожуховский, Андрияш, Покотило, Гамалия, Невинчанный, Лизогуб, Григорович, Сулима предпочли сибирскую ссылку продолжению службы у обреченного шведского воителя.

Даже сам Мазепа, проницательность которого не изменила ему даже в старости, через полковника Данилу Апостола пытался договориться с царем о возвращении под его знамена, обещая в благодарность «сдать» Петру «одну высокопоставленную особу». Нетрудно догадаться, какую именно. Однако оскорбленный его вероломством русский самодержец ответил, что «готов беседовать с ним только в Тайном Приказе». На дыбу престарелому гетману, понятное дело, не хотелось – слишком свежи были воспоминания о сходной судьбе, постигшей Кочубея и Искру. Осужденных за «клевету» на «царского друга» двумя годами раньше – после кратковременного пребывания в руках российских «заплечных дел мастеров».

Конечно, «прозрению» перебежчиков немало способствовало осознание малоприятного факта – «непобедимый» шведский король оказался бессильным (или просто не захотел) сразу занять всю Украину, дабы помешать появлению там русских войск. А «затравленный русский медведь» оказался способным на молниеносные ответные действия – в том числе в отношении поместий тех, кто с его точки зрения считался «предателем». Наверное, сходные чувства испытывал Саакашвили, вместо «осетинского блицкрига» при эффективной американской поддержке нарвавшийся на мощный ответ российской армии и неспособность Вашингтона на реальную помощь.

«Народный бунт, ты только снишься…»

А уж о крестьянстве и говорить нечего. Аргументы типа «они не поднялись на всеобщее восстание – ибо были напуганы российским террором, угнаны в Россию на работы» и т.д. не выдерживают критики. Во времена Хмельницкого террор Иеремии Вишневецкого со товарищи был намного страшнее меньшиковского - но пламя народного гнева быстро охватило всю страну.

Однако за что простому народу было любить Мазепу? За усиление барщины, другие тяжелые повинности, прозападную ориентацию?

Даже, пожалуй, самый патриотичный украинский историк, Михаил Грушевский, был вынужден признать: «Разумеется, эта новая барщина страшно возбуждала крестьянство, у которого еще были свежи в памяти времена безпомещичьи, когда оно хозяйничало на вольной земле. Горькая злоба поднималась в нем на старшину, которая так ловко и быстро сумела взять его в свое подчинение. Особенным гневом дышали люди на гетмана Мазепу, подозреваючи, что это он, как шляхтич и «поляк», как его называли, старался завести в Украине польские панские порядки. С большим подозрением относился народ ко всем начинаниям его и старшины».
Конечно, к «москалям» украинцы тоже не питали особых симпатий. Но Мазепе, полякам и шведам они симпатизировали еще меньше. В итоге на полях Полтавы по обоим сторонам фронта дралось почти равное количество казаков – приблизительно по 18 тысяч. Впрочем, Мазепа мог опираться лишь на наемников (компанейцев и сердюков) и запорожцев – почти все казаки-«рейстровики» были с Петром. После разгрома последовало бегство за кордон – на территорию подвластного Турции Молдавского княжества и скорая смерть 70-летнего гетмана – от старости и краха надежд всей жизни…

Анафема вместо награды

В богатой биографии Мазепы трудно обойти стороной известный факт – отлучение его от Церкви, «великой анафемы». Доминирующее сейчас мнение на этот счет: «Его отлучили от Церкви проклятые московские попы, за то, что гетман был патриотом Украины». Начнем с того, что первоначально церковное проклятие было провозглашено как раз не московским, а украинским духовенством. Кстати, отнюдь не в первый раз в политическом вопросе – однажды Киевский митрополит Иосиф Тукальский, симпатизировавший Дорошенко, уже отлучал от церковного общения назначенного последним «наказного гетмана» Демьяна Многогришного за «нарушение присяги». Пришлось Москве хлопотать о снятии церковного прещения со своего союзника перед Константинопольским патриархом – непосредственным начальником киевского архипастыря.

Конечно же, политическая подоплека с анафемой Мазепы присутствует. Но, увы, присутствуют также и вполне достаточные «канонические» основания для такого решения. Ведь гетман не просто приносил присягу царю – он клялся на Кресте и Евангелии. То есть по церковным представлениям – брал в свидетели самого Бога. Причем никто с пистолетом у его виска не стоял: «Принимай, гад, булаву – иначе порешу на месте!», Иван Степанович добивался сей вожделенной вещицы безо всякого принуждения.

Кроме того, роковую роль сыграли и союзнические отношения с протестантской шведской армией, не всегда корректно относящейся и к православным храмам, и к православному духовенству. А согласно «Правилам» свт. Григория Неокесарийского, «соучастник варварского нашествия на божьи храмы подлежит анафеме». Кстати, последний раз этот канон применялся патриархом Тихоном – для прещения тем священнослужителям, которые помогали большевикам грабить церковную утварь, иконы, и другие святыни – для продажи за рубеж.

Но с чисто человеческой точки зрения, отлученный гетман действительно отличался просто патологическим даже для того времени вероломством. Нет, его коллеги-гетманы тоже нередко изменяли и «дежурным» покровителям, и собственным обещаниям. Но вспомним, как долго Хмельницкий сохранял пиетет к польскому королю, несмотря на жестокую войну с польской армией; как Дорошенко просто ушел с должности гетмана Правобережья вместо того, чтобы нанести «удар в спину» формально союзным туркам. Да и вообще, отношение украинских лидеров с «ихними» патронами всегда регулировались иронической пословицей «я знаю, что ты знаешь, что я знаю» – об истинной цене «вечных» заверений в дружбе. Совсем иное дело – отношения Мазепы и Петра. Ведь царь верил гетману, пожалуй, побольше, чем многим своим приближенным. И не изменил однажды данному слову никогда не верить доносам на него.

За много лет до описываемых событий видный поэт эпохи Возрождения Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» отвел самый страшный, девятый, ледяной круг ада для предателей. И в самом центре этого девятого круга, терзаемые лично Сатаной, в «теплой» компании Иуды Искариота, автор поместил Брута и Кассия. Которые, в общем-то, были хорошие ребята – республиканцы, защитники прав и свобод Рима от любой тирании. Да вот беда – для торжества этих идеалов им пришлось всадить нож в спину безгранично доверявшему им другу – Юлию Цезарю…

Так что апелляции к нынешнему московскому патриарху Алексию о «снятии политической анафемы с Мазепы», скорее всего, останутся без удовлетворения – как минимум, в ближайшей перспективе. Впрочем, по-настоящему верующие почитатели Мазепы формально могут особенно не беспокоиться относительно «христианской участи» гетмана. Ведь перед смертью он исповедовался и причащался у местного молдавского священника (чей митрополит подчинялся не Москве, а Константинополю), а после смерти был отпет и похоронен в стенах крупного православного храма. Да и настоятели многих киевских церквей по-прежнему вот уже три столетия поминают покойника в числе «ктиторов (благотворителей) храма сего» - несмотря на наличную анафему. И вообще, загробный суд любого человека находится исключительно в руках Божьих – и ничьих иных…

Вспоминая Талейрана

Впрочем, если оценивать гетмана по меркам чисто прагматическим, государственническим, патриотическим и т.д., результат получится снова не очень утешительным. Пожалуй, лучше всего опять предоставить слово уже цитированному историку Ильку Борщаку.

«Люди не всегда должны отвечать за последствия своих намерений, но лишь за сами намерения, очевидно, если они были чисты. Да – но лишь обычные люди, а не государственные деятели. Эти обязаны отвечать не только за чистоту своих намерений, но и за их последствия для народа. Ни один государственный деятель, а тем более вождь нации, не имеет права бросить фразу последнего германского кайзера: «Я не хотел этого!». Политика – это предвидение, и политик обязан предвидеть последствия своей деятельности. Это и есть наивысший талант истинного политика. И горе тому народу, чей вождь не умеет предвидеть».
Что же остается по этой «шкале» «в сухом остатке» у Мазепы? Вначале - немалые достижения по умножению процветания Украины. А в конце жизни – авантюра даже не с «борьбой за независимость», а с очередной «сменой ориентации». Недооценка сил «Москвы» и переоценка сил «Запада». «Правильный выбор» за весь народ, с этим выбором в массе своей несогласным, и подставление этого самого народа под страшную опасность кровавой мести бывшего союзника. В общем, если не называть конкретных имен – почти все то, что мы имеем и сейчас.

В принципе, задолго до Борщака известный французский государственный деятель Шарль де Талейран по поводу такой политики выразился еще короче: «Это не преступление – это хуже, это – ошибка». К, сожалению, конца таких «преступных ошибок» пока в ближайшей перспективе не предвидится.

Читайте также:

77 мифов Украины. Ради Украины – хоть с чертом…

77 мифов Украины. «Пиррова» победа при Конотопе

77 мифов Украины. Выговский: блеск и нищета «западников»

Хмельницкие метания. Из цикла «77 мифов Украины»


04 октября 12:00
:   Средняя оценка: Голосов: 11
РаспечататьОтправить другу
Комментировать
Комментировать
Читать правила
Читать правила
Имя*  
Ваш комментарий* 
 
A5
07.10.2008 12:28:49
 
Я уверен, если бы историки не занимались сменой очков, с классовыми, или национальными поляризационными светофильтрами, а отказались бы от фильтров, для объективной украинской истории пользы было бы гораздо больше. Вот даже в этой статье можно найти факты, говорящие в пользу Мазепы - он начал разворачивать в сторону Европы Украину уже после того, как сделал ее процветающим краем. Следовало бы его последователям обратить внимание на этот момент, глядишь не пришлось бы их вожаку жаловаться, что народ не понимает преимуществ евроинтеграции.
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
A5
07.10.2008 12:27:57
 
SMS написал/а
Здесь некоторые задаются вопросом: а для чего все это пишется автором? Ради исторической справедливости? НЕТ, так как даже слабоумному видно, что в статьях этих нет объективности, значит и на справедливость рассчитывать не приходиться…. Так называемые автором мифы – это слабая попытка украинских историков разобраться в своей истории, но на эту попытку уже стряпается ?развенчивание?…

Слабость этих попыток состоит в том, что они вовсе не являются попытками разобраться в своей истории. Правильнее их охарактеризовать как "слабые попытки украинских историков заработать опираясь на знание исторических фактов, ранее не публиковавшихся вследствие господства т.н. классового подхода к изучению истории". Просто был классовый подход и что-то скрывалось, его отметаем, но берем на вооружение национальный подход, и начинаем скрывать другие факты. Это как известное в физике понятие поляризации электромагнитного излучения. Настраивая радиопередающую аппаратуру мы можем выбирать поляризацию - горизонтальную, или вертикальную, но от изменения поляризации излучение радиостанции не становится видимым для человеческого глаза, видимость определяется частотой и мощностью излучения.
Как поступили наши "историки" когда появился спрос на историю с позиции национального подхода. Взяли на вооружение технологии, известные как минимум со времен древнего Рима. Берем общеизвестную историю, находим там такого Энея, ищем в его жизнеописании факты, сопрягающиеся с деятельностью заказчика - и вот вам вековые чаяния и историческая преемственность. Так поступили с Сагайдачным и Мазепой, первый боролся за независимость Украины окружая ее Польшей, второй тупо разворачивал ее на Запад, не помышляя о суверенитете.
Это не история, а достаточно примитивная политтехнология, и эти попытки рушатся, стоит копнуть кому-то "исторической лопатой".
Я уверен, если бы историки не занимались сменой очков, с классовыми, или национальными поляризационными светофильтрами, а отказались бы от фильтров, для объективной украинс
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Для SMS от Т-34
06.10.2008 18:17:46
 
Извините, пожалуйста, за резкость. Своеобразный тест на "свідомость". С Вами можно взвешенно разговаривать.Мое мнение, что все эти ющенки, саакашвили, путины решают одну общую задачу. Идет процесс стравливания бывших народов СССР. Чтоб никогда с этой территории не исходила угроза "белому миллиарду". Разделяй и властвуй!!! А мы, как стадо...
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
SMS
06.10.2008 17:14:37
 
Т-34 написал/а
Для sms .Проводя аналогии, можно сказать, что Кучма проблему балансирования на интересах более сильных соседей решал достаточно успешно! И если кто-то заметил, что при Кучме Украина лизала московскую задницу, то немедленная смена задницы после того, как язык вытащили, - это уже навязчивая патология! Юща - на палю!!!

Сейчас другие реалии... наличие государственности и относительно, но спокойный мир... Уже войны идут не за территории, сколько за деньги и ресурсы. Однако как и тогда больше всего страдает народ, оставляя его в экономическом упадке и манипулируя сознанием таким образом, чтобы разделить, разобщить, не давая возможность объединиться по каким-либо убеждениям и противостоять произволу политиков и олигархов...и даже более того, заставляя людей войти в противоборство друг с другом... И снова, как 300-400 лет назад существуют Правобережная и Левобережная Украины... И в разделении этом виновны все политики, которые делают ставки на национальных и языковых вопросах. При всей моей приверженности к украинскости, я считаю действия Ющенко больше разрушительными, чем объединяющими нацию...или украинский народ... Конечно, востановить историческую справедливость необходимо, но не такими методами и не в данный час. У нашего народа сложная судьба и неоднозначна история и нельзя объеденить весь народ, когда одной его части пытаются навязать ценности другой, к которым они равнодушны или вообще не приемлемы...
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Приморский бульвар. Для т.н. Одессита
06.10.2008 16:37:30
 
Читай В.Белинского "Страна Моксель". Там и о Ключевском, и о Соловьеве, и о том как переписывали историю под себя вышеназванные деятели.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Т-34
06.10.2008 16:24:35
 
Для sms .Проводя аналогии, можно сказать, что Кучма проблему балансирования на интересах более сильных соседей решал достаточно успешно! И если кто-то заметил, что при Кучме Украина лизала московскую задницу, то немедленная смена задницы после того, как язык вытащили, - это уже навязчивая патология! Юща - на палю!!!
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
SMS
06.10.2008 15:13:44
 
Да, судя по заяве в 77 мифов, сколько еще бреда и дерьма будет вылито на головы читателей....
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
SMS
06.10.2008 15:11:31
 
Здесь некоторые задаются вопросом: а для чего все это пишется автором? Ради исторической справедливости? НЕТ, так как даже слабоумному видно, что в статьях этих нет объективности, значит и на справедливость рассчитывать не приходиться….Зачем этому писаке развенчивать ?мифы?, которые таковыми даже не успели стать…? Так называемые автором мифы – это слабая попытка украинских историков разобраться в своей истории, но на эту попытку уже стряпается ?развенчивание?…
На лицо, как раз поддержка других мифов о нашем прошлом, навязанных имперской идеологией России, а позже СССР: о безмерной ?любви? друг к другу ?братских народов?, о ?великой пользе? для Украины ее нахождение под Россией, о ?благе? и ?благодетелях? российских царей, чиновников и помещиков для украинской земли и ее народа….Именно для этого автор слегка, но достаточно цинично, проводит связь давно минувших дней с теперешними событиями во внешней политике России и внутренней, в Украине…
К глубокому сожалению, как и тогда, сегодня находятся люди, политики, которые делают все возможное, чтобы разделить Украину, ее народ, ее землю. Как и тогда, теперешние ?гетманы? и кандидаты, оппоненты кидаются из стороны в сторону, готовые ради власти стать под какую-то из существующих протекций. Некоторые даже готовы претендовать не на всю Украину, а на ее часть (Крым или Левобережье) и ради этого отдаться в руки России…
Но ради объективности, можно больше понять то время, когда Украина не имела четких границ и признанной государственности, разрываемая на части ?доброжелателями?: и турками, и поляками, и шведами, и литовцами, и … россиянами… Вследствие этого, украинские правители просто вынуждены были искать защиты и покровительств более сильных государств. При этом, надо отдать должное, некоторым гетманам удавалось достаточно успешно балансировать на грани полной потери не только своей власти, а и своей жизни, жизни подопечных, при этом сохраняя хоть и относительную, но все же целостность и территориальную, языковую и национальную принадлежность…
И теперь, нель
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Т-34
06.10.2008 13:16:57
 
Петр I не посчитал смену Мазепой предыдущих хозяев чем-то предосудительным. Обогрел, обласкал... Доверял значит! Т.е. рассматривал все в порядке вещей. Стоит ли нам делать выводы по факту гнева одной, пусть и царственной особы? Видимо, есть смысл спорить об истории, а не обмениваться оскорблениями?!
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
Т-34
06.10.2008 12:34:27
 
Петр I отнюдь не всегда находил понимание в самой России! Мазепу, видимо, стоит обсудить с позиций его времени. "Единение" Украины и России отнюдь не выглядело непреложным фактом. По традиции того смутного времени феодал вполне мог поменять сюзерена. А населению одинаково тошнотны были польские магнаты, московские воеводы или шведы.
не согласен согласен    Рейтинг: 2
 
Одессит
06.10.2008 11:51:12
 
Кто хочет убедиться в моей правоте, почитайте статьи Аллы Еременко на ЗН об всем этом дерьме, именуемом Ванко Прикерченская. А для контраста сходите на блог либераста и прислужника олигархо-бандитов Б.Кушнирука на УП, где он пытается обелить своих хозяев. И комменты благодарных "почитателей" почитайте. Опять таки для контраста.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Игорь
06.10.2008 11:49:11
 
Креатив так себе, АМ.

Слава Україні!
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
Одессит
06.10.2008 11:45:59
 
Вика написал/а
Т-34 на коммент от 19:01:26 написал/аВсе правильно пишете! Только не надо журналистскую братию с интеллигенцией отождествлять! От их "перлов" - иной раз волосы дыбом. Это ж надо такое: "Эсминец затонул в 1906 году в самом начале 1-й мировой, подорвавшись на немецкой мине у острова Змеиный".журналисты тоже люди и могут глупость сказануть.


Особенность наших журналистов та, что "глупости" свои они делают намеренно и это называется или заказ и воля хозяина, на которого журналюга работает. Они у нас по большей части платные агитаторы и пропагандисты.
Свежий пример - вчерашняя итоговая передача на 1 1 про все эти ВЕНКи с ахметовыми и новинскими. Конечно, тупоголовый пипл, который не пользуется интернетом и не читает газеты типа ЗН, схавал бред либераста Б.Кушнирука и воспылал сразу ненавистью. А он, этот, пипл ведь понятия не имеет, что за дерьмо этот Кушнирук и что верить ни единому его слову нельзя. А так, внешне, как для дураков, убедительная "журналистская работа" 1 1.
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Одессит
06.10.2008 11:37:24
 
:)
06.10.2008 9:41:34

Цитировать
Одессит написал/а
а какая тебе цель рекламировать Костомарова, а?)

Всякое читал, но эта цитата особый перл.
Дурень (дура), Костомаров умер еще в 19 веке и ему моя реклама ...
не согласен согласен    Рейтинг: 1
 
Вика
06.10.2008 9:43:00
 
Т-34 на коммент от 19:01:26 написал/а
Все правильно пишете! Только не надо журналистскую братию с интеллигенцией отождествлять! От их "перлов" - иной раз волосы дыбом. Это ж надо такое: "Эсминец затонул в 1906 году в самом начале 1-й мировой, подорвавшись на немецкой мине у острова Змеиный".

журналисты тоже люди и могут глупость сказануть.
не согласен согласен    Рейтинг: -1
 
Алекс
06.10.2008 9:42:03
 
не согласен с автором, но статья хорошая
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Т-34 на коммент от 19:01:26
06.10.2008 9:41:58
 
Все правильно пишете! Только не надо журналистскую братию с интеллигенцией отождествлять! От их "перлов" - иной раз волосы дыбом. Это ж надо такое: "Эсминец затонул в 1906 году в самом начале 1-й мировой, подорвавшись на немецкой мине у острова Змеиный".
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
:)
06.10.2008 9:41:34
 
Одессит написал/а
Никто из вас не задавал сам себе вопрос, а зачем это какому-то Полевому понадобилось "просвещать" украинцев об их же исторических личностях? Какая цель у "заботливого" Полевого?
Я сам экзерсисов иудея Полевого на тему истории Украины даже не читаю, т.к. мне вполне понятна цель его "мифоборчества", ничего общего не имеющая с просвещением.
Для желающих больше знать о той эпохе есть другие книги: большая книга Костомарова о Мазепе и целый том из сочинений Ключевского, посвященный периоду правления Петра 1-го.

а какая тебе цель рекламировать Костомарова, а?)
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
русский
06.10.2008 9:40:39
 
давид написал/а
охренеть! "спрасите у Мазепы - он не знал что такое Украина". только уроды могут такое писать. слы ты - а на купюрах у тебя в кармане портреты Мазепы как - ничего? не ждут ляжку твою, а? а то - выбрось или отдай... или ты петух голосистый аж с паРаши сюда орёшь?

ты идиот
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
111
06.10.2008 9:39:37
 
ничего не понимаю. Вроде выкладывали же уже
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
111
06.10.2008 9:39:36
 
ничего не понимаю. Вроде выкладывали же уже
не согласен согласен    Рейтинг: 0
 
Т-34
06.10.2008 9:04:49
 
Полки времен первой рады упоминать не стоит. Вполне социалистическая рада вернулась в Киев на немецких штыках. И была разогнана немцами под предлогом, невозможности для немцев сотрудничать с уголовными элементами. А предлог был железный - министр обороны (!) участвовал в рэкете. Дело банкира Доброго. Так что про раду и ее полки не будем...:(((
не согласен согласен    Рейтинг: 8
 
Т-34
06.10.2008 8:54:12
 
Предлагаю вынести на рассмотрение вопрос об осуждении Батыя!!! А компроматом на него использовать факт меньшего количества жертв при последующих иностранных агрессиях!!! Почему мы не судим Карла Смелого, изменившего Франции? Обычное деяние времен феодальной раздробленности. Тогда совсем другие мерки были! Объективнее как-то надо бы.
не согласен согласен    Рейтинг: 3
 
А это каких именно "извечных" врагов? ;)
05.10.2008 23:44:27
 
Поляков Лещинского?
Которые всего за 23 года до Полтавы в очередной раз устроили резню на Правобережье, чтобы насадить там после "вечного мира" 1686 года своих наместников? ;)
Которых весьма успешно "за все хорошее" резал в ответ Палий, пока его обманом не арестовал "патриот" Мазепа?
Или у Вас есть данные, что Карл 12-й собрался сделать Речь Посполиту вассалом новой возрожденной "великой Украины"? ;)
Бросьте, Мазепа всего лишь "сменял" одних "врагов" на других.
К тому же, в пользу большей "извечности" поляков говорит хотя бы то, что против Москвы на Украине не было ни одного серьезного НАРОДНОГО восстания - только фронда "элиты", разбогатевшей старшины и иногда еще запорожцев, которых, как любых анархистов не устраивала любая власть, а не только московская или польская...
не согласен согласен    Рейтинг: 6
 
Мазепа - украинский герой
05.10.2008 22:30:34
 
"Какой поп - такой и приход" ;) написал/а
на 13:50:30 написал/а
В 1918-1919 годах в войсках УНР был полк им. Гетьмана Мазепы. Отлично сражался с иудомоскальскими большевиками и пролетарским матроским люмпеном. Ющенко продолжает эту славную традицию очищения Украины из-под гнета Московии.

Эт Вы верно заметили - насчет "отлично сражались" ;)
Настолько отлично - что спустя два года "иудеомоскали" полностью контролировали ситуацию в Украине - за исключением, разве что, Галичины, которую успел выхватить Пилсудский ;)
Если и Ющенко продолжит сию славную традицию - я не завидую всем нам вместе взятым ;)
Впрочем, чего взять с вояков и политиков, которые выбрали себе столь "знакового" "покровителя" ;)
Как пел еще капитан Врунгель - "как вы яхту назовете - так она и поплывет" ;)
Как там дальше:
"Назовите "Геркулесом" - и скомандуйте - вперед!
и она без ледореза льды на полюсе прорвет
А "Корытом" назовите - не уйдете от беды
с этой яхтой и в болоте нахлебаетесь воды"

Так и здесь "А "Мазепой" назовите - ..." ;))


А кого же брать символом, тех кто прогнулся под московскую орду, не захотел сопротивлятся, а стал прислуживать извечным врагам украинцев? Ну не получалось тогда освободится из-под гнета Московии, не хватило сил. Теперь получится.
не согласен согласен    Рейтинг: -3
 

Первые 25 комментариев
 Следующие 25 комментариев »
Комментировать
Комментировать
Читайте
Обновлено: 20 ноября 23:17
Жёлтые

Интернет магазин загрузка...
weblog.com.ua bigmir)net TOP 100

Rambler's Top100
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.
© 2008 Интернет-холдинг «ОБОЗ.ua». Все права защищены.