Непопадание в обновленный состав ЦИК Марины Ставнийчук – прежнего заместителя главы Комиссии Ярослава Давыдовича - для многих в политикуме стало сюрпризом. На самом деле, для реализации данной схемы применили довольно хитромудрый сценарий. Так, Рада голосовала за кандидатуры новых электоральных счетоводов поздним вечером пятницы первого июня. Собственно, это был последний вопрос из "пакета компромиссов" Ющенко, Януковича и Мороза. Разумеется, намедни кандидатуры эти широко обсуждались в кулуарах. При этом, в каждом из существующих списков с перечнем пятнадцати "счастливчиков" фамилия Ставнийчук фигурировала в обязательном порядке. Более того, ее персона якобы даже рассматривалась как кандидатура на должность нового руководителя ЦИК. Его, напомним, выдвигала оппозиция, но по обоюдному согласию Премьера и Президента.
Однако, в проекте постановления, розданном депутатам за считанные минуты до волеизъявления, Марины Ивановны не обнаружилось. Даже ее саму, как она призналась в интервью "Обозревателю", это немало удивило. "Исходя из объективных предпосылок, я рассчитывала попасть в новый ЦИК", - сказала нам Ставнийчук. Причиной "пролета" она называет собственную незаангажированность, без ориентации на определенную политическую силу. Как известно, всех прежних ЦИКовцев СМИ связывали с теми или иными игроками – от Клюева до Балоги. Ставнийчук была единственной, незамеченной "в порочащих связях", держательницей "золотой акции". И хотя кое-кто все-таки ассоциировал ее с Андреем Клюевым, общепризнанный нейтралитет Марины Ивановны играл попеременно то на нее, то против.
В итоге, секторов "против" на ее рулетке оказалось больше – ни "оранжевые", ни "бело-голубые" выдвигать ее от себя в новый ЦИК, не имея стопроцентной уверенности в "идеологической правильности кандидата", не рискнули. Безработной госпожа Ставнийчук, конечно, не осталась – уже утром следующего дня состоялась ее встреча с главою СП Виктором Балогой, предложившем сразу два поста: Представителя Президента в КСУ и в ЦИК. Примечательно, что последней должности в штатном расписании СП ранее не значилось – создали ее специально под Марину Ивановну. Судачили, будто один из этих постов предназначался Ярославу Давыдовичу, так и не устроившемуся до сих пор ни в один из "оранжевых" списков. Ведь Ставнийчук, кроме прочего, теперь еще и замглавы СП – самого Балоги.
"Бело-голубым" такой расклад, кстати, весьма не понравился. Введение должности президентского "смотрящего" в Центризбиркоме, который они пытаются "прибрать к рукам" целиком и полностью, "регионалы" считают "игрой без правил". Ежели Банковая не передумает, обещают учредить в отместку посты постпредов ВР и КМУ в ЦИК. Но Ставнийчук это не пугает – в своем пока почти не обустроенном кабинете на Банковой чувствует она себя более чем уверенно.

"В апреле-мае давление на Комиссию усилилось, это правда"
"Обозреватель": В Секретариате вы заняли сразу две должности. Каков спектр ваших обязанностей, чем конкретно вы занимаетесь?
Марина Ставнийчук: Моя работа в СП связана, прежде всего, с правоведением. Задача Представителя Президента в КС, как известно, презентовать позицию главы государства как субъекта, по вопросам принятия решений КСУ. А его Представитель в ЦИК призван трудиться на реализацию Президентом своих полномочий в сфере обеспечения и гарантирования конституционных прав граждан Украины. Ведь избирательные права, право на участие в референдумах - приоритетны. В связи с этим Представитель Президента в ЦИК обязан обеспечить постоянную связь между главой государства и Центральной избирательной комиссией, плюс осуществлять постоянный мониторинг организации этих самых выборов и референдумов. Если мы говорим о честных и законных электоральных процедурах, то это крайне важно.
Безусловно, Центризбирком – самостоятельный орган, но ему все-таки требуется помощь Президента, причем по многим вопросам. Надеюсь, мы быстро наладим конструктивное сотрудничество, конечно - в рамках действующего законодательства.
О.: Разве законно совмещать две такие должности?
М. С. Совмещаются не должности, а соответствующие полномочия.
О.: Одну из них, как говорят, готовили для Ярослава Давыдовича, но в итоге обе предложили вам. Почему?
М. С.: Не знаю, сложно судить. Мне также неизвестно, что он намерен делать дальше. Раньше о политической деятельности Ярослава Васильевича упоминалось не раз…
…Если честно, то лично я планировала и дальше работать в ЦИК. Исходя из объективных предпосылок, полагала, что имею соответствующий потенциал и возможности.
О.: Объективные – это наличие вашей фамилии в предварительном списке нового ЦИК? Вас даже рассматривали в качестве возможного будущего председателя … пока не раскрыли списки настоящие, голосовавшиеся Радой вечером первого июня.
М. С.: Работая в ЦИК не первую каденцию, я привыкла руководствоваться Конституцией и законами Украины, а не какими-либо политическими предпочтениями. Возможно, именно поэтому сейчас и оказалась вне ее состава… Это, пожалуй, отнесем к причинам объективным. Есть еще и субъективные - интриги. Но, мы пока о них говорить не будем.
О.: Значит, непопадание в Комиссию стало для вас неожиданностью?
М. С.: В определенной степени, на какой-то момент, да.
О.: И сейчас вы допускаете, что если б раньше интенсивнее "взаимодействовали" с представителями того или иного политического лагеря, они бы пролоббировали вас по своей квоте?
М. С.: (после паузы) Скорее всего.
О.: Вас же пытались ангажировать и те, и те, верно? Говорят, особенно активничал Андрей Клюев, с которым вас и ранее связывали.
М. С.: Если это так – спасибо ему. Хотя Клюев не проводил со мной никаких переговоров. … Скажу больше: вообще никто предметно не проводил, и это даже … настораживало (смеется). Я-то знала: некоторые мои коллеги, как только вообще встал вопрос о переформатировании Комиссии, сразу, подготовив документы на свое переутверждение, понесли их по штабам и фракциям…
О.: Давайте на чистоту: давление политсил на Комиссию всегда имевшее место быть, в последнее время порядком усилилось?
М. С.: (колеблется) В целом, можно согласиться. Уж, во всяком случае, в апреле-мае этого года.
Не стану расписываться за других, скажу за себя: то, что я всегда руководствовалась законом, а не политической целесообразностью, многим как раз не нравилось. Если досрочную парламентскую кампанию невозможно провести без изменений закона, то говорить об этом нужно было прямо. И я сказала. Вернее, подготовила соответствующее обращение.
Параллельно – разрабатывать соответствующие поправки к законодательным актам, что делалось ЦИКом под моим руководством. Это, мне кажется, правильнее, чем имитировать бурную "деятельность" в одну и другую сторону… Честнее, по крайней мере.
Помните, кое-кто из "оранжевых" лидеров обвинял руководство ЦИК в "преступных намерениях", в "раскладывании яиц в разные корзины" (как известно, с такими заявлениями выступала Юлия Тимошенко, - С.К.). Лично я ни в какие корзины никаких яиц не раскладывала! Почему? Да, потому что меру ответственности слишком хорошо понимаешь! Особенно, после 2004-го! А выборы 2006-го, как известно, признаны самыми демократичными за все время независимости. Проводились они нашим составом ЦИК, уволенным сейчас, как я считаю, незаконно. В нарушение минимум двух статей Конституции!
О.: Давление исходило от конкретных лиц, в том числе во время их слишком уж регулярных визитов в Комиссию? Так, там частенько мелькал тот же Клюев, видели замминистра КМУ Лену Лукаш, депутатов-социалистов, да и ваш нынешний шеф, Виктор Балога, захаживал.
М. С.: Лукаш действительно часто появлялась, но ни Балоги, ни Клюева я у нас не видела. Депутаты – от коалиции конечно, бывали постоянно. Появлялись иногда и оппозиционеры.

"В список я пока не собираюсь"
О.: Расскажите, как вас пригласили в Секретариат.
М. С.: Вечером пятницы – когда в Раде выбирали новых ЦИКовцев, я допоздна засиделась на работе. Уже по дороге домой поступил звонок на мобильный – приемная Президента приглашала на беседу. Так, в субботу, в девять утра я уже встречалась с Виктором Балогой. Он говорил со мной от имени Президента – предложил работу в СП.
О.: А с самим Ющенко вы встречались?
М. С.: Несколько позже. Президент акцентировал на необходимости проведения демократичных, прозрачных выборов, следовательно, на важности своевременного мониторинга избирательного процесса.
О.: Одна из ваших должностей – заместитель главы СП. То есть вы напрямую подчиняетесь Балоге. Вас не смущает, что он, будучи госчиновником столь высокого ранга, фактически возглавил избирательный штаб блока НСНУ?
М. С.: Мои должностные обязанности, в соответствии с двумя указами Президента, очерчены предельно четко. По этим вопросам мы и общаемся в рабочем порядке.
…И, кстати, ни о партийной работе, ни о чем-либо подобном мы с Виктором Ивановичем не разговаривали.
О.: По логике, Балога должен уйти в отпуск на избирательный период…
М. С.: Давайте обсуждать об этом по факту принятия какого-либо решения. Ведь официально он еще главой штаба не является, правда? Одни разговоры!
О.: Много говорится о возможности использования админресурса на осенних выборах. В первую очередь – со стороны СП в лице Балоги. Как вы оцениваете подобную вероятность?
М. С.: Не думаю. Тем более, жесткая позиция Виктора Ющенко, декларирующего невозможность применения любого админресурса, общеизвестна.
Такого, как в кампании 1999-го, 2002-го, 2004-го, не будет однозначно хотя бы потому, что общество изменилось.
Если Президент и его команда, хотели бы прибегнуть к админресурсу, это бы уже обязательно проявилось и на прошлых парламентских выборах.
О.: Но тогда в Секретариате Президента еще не было Балоги!
М. С.: Да, это сильный менеджер. Я хоть и немного еще в Секретариате работаю, но убедиться в этом возможность уже имела!
О.: Еще бы! Ведь именно ему приписывают сценарий кризиса двух последних месяцев!
М. С.: Не знаю, я не стану этого комментировать.
О.: Года три, а то и четыре назад в одном из интервью вы сказали, что после ЦИКа хотели бы заняться политикой. Ваше нынешнее перебазирование можно рассматривать как уход в политику?
М. С.: Нет, я все еще государственный чиновник. Из этого, собственно, исхожу во всем, что делаю и говорю. Возможно, к вопросу о политической карьере вернусь несколько позже…
О.: То есть на этих досрочных выборах в список вы, в отличие от Ярослава Давыдовича, не собираетесь?
М. С.: (после паузы)…Пока, нет.
"Комиссия не может формироваться по политическому принципу"
О.: Как вы оцениваете своих сменщиков – новый состав ЦИК?
М. С.: По политическому принципу формироваться он априори не должен. Для меня, как человека, который имеет отношение к становлению этого органа и как одного из авторов в свое время проектов Законов Украины "О Центральной избирательной комиссии" это совершенно очевидно.
О.: Намекаете на несоответствие новичков высоким стандартам?
М. С.: В законе о ЦИК – двух его редакциях, сказано: кандидатуры будущих членов Комиссии Президент Украины согласовывает с депутатскими фракциями и группами. То есть четко механизм поиска кандидатур не выписан – формулировка достаточно расплывчата. В 1997-1999 годах это давало возможность укомплектовать более-менее независимый орган, пользовавшийся, на мой взгляд, авторитетом в обществе. А сейчас сложно утверждать что-либо…
О.: Вряд ли век теперешнего ЦИКа долог. Ротации Комиссии в канун очередной кампании стали уже традицией. Так, в частности, было и в 2004-м, перед "третьим туром".
М. С.: В государственническом смысле, традиция эта, конечно, не очень хорошая. Происходящее сегодня в Комиссии меня действительно волнует. Политический "водораздел" там налицо. Разве нормально, когда председатель проводит брифинг для журналистов, а члены ЦИК задают ему вопросы? Хотя бы с точки зрения корпоративной этики? Человеческой культуры? Неужели нельзя решать внутренние споры на рабочих совещаниях, как это обычно делается?
Еще одно: несут ли политики, предлагавшие туда своих людей, ответственность за их последующие действия? Напомню, инициатором переизбрания ЦИК выступал отнюдь не Президент Украины (такое требование выдвинул Виктор Янукович, жаловавшийся на отсутствие там "квоты ПР", - С.К.).
Я уважительно отношусь к моим коллегам по Комиссии во всех составах, но член ЦИК – первый ранг государственного служащего. Пост этот очень ответственный – от твоей позиции, безо всякого пафоса, зависит судьба страны. Для того, чтобы работать тут, нужны и специальные знания, и образование, и культура; необходим и "житейский опыт", приходящий лишь с годами…
О.: Ага, мало того, что там полно молодежи до 35, так еще и близкие родственники некоторых политиков имеются: Татьяна Лукаш, ставшая секретарем Комиссии – младшая сестра Елены Лукаш, заместителя Министра КМУ, куратора юридического департамента ПР; Юлия Швец – родная дочь нардепа Виктора Швеца, близкого соратника Юлии Тимошенко.
М. С.: Ранее в Законе Украины "О Центральной избирательной комиссии" была норма, прямо запрещавшая членам Комиссии находиться в близких родственных отношениях с лицами, баллотирующимися на выборные должности. В 2004-м этот пункт, к сожалению, исключили (накануне еще случился скандал, в связи с попыткой дочери тогдашнего главы ЦИК Сергея Кивалова - Татьяны - доизбраться в парламент по мажоритарному округу, освобожденному отцом - С.К.).
О.: Вместе с тем замена ЦИК была мерой во многом вынужденной – прежний от работы отлынивал. С началом политического кризиса половина ваших коллег дружно ушла на больничный.
М. С.: Я с уважением отношусь к своим коллегам – каждый из них свой выбор делал самостоятельно. Лично я за наш ЦИК боролась до последнего, делая, в частности, все для его работоспособности. Если б так и дальше... С моим характером, инфаркт был бы гарантирован! Когда-нибудь позже поговорим о подробностях (смеется).
О.: Если нынешняя Комиссия начинает с подобных стычек, ее дальнейшую деятельность – в период подготовки к голосованию, подведению итогов, отстаивания результатов в судах – предвидеть несложно. Хотя бы исходя из численного представительства оппозиции-коалиции – семь на восемь. Блокировать кворум может каждая сторона.
М. С.: Обеспечение баланса политических сил – один из аргументов, сопровождавших переформатирование ЦИКа. Но, давайте разбираться объективно: в обществе этот баланс представлен спектром гораздо более широким, чем в парламенте. Так что, с балансом-то, как раз, и не сложилось!
О.: Тем более, председатель Владимир Шаповал – человек Президента!
М. С.: Шаповал – доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда в отставке. Руководствоваться исключительно нормами закона у него в крови.

Продолжение следует. Во второй части интервью читайте о том, как с помощью нового закона можно "завалить" выборы и что с этим потом делать.
| : | Средняя оценка: |
|
Ваш голос учтен | Голосов: 1 |
![]() ![]() |
|
Педали 17.06.2007 19:00:31 |
После комплиментов в адрес Сони Кошкиной от ЮВТ в статье зерк. недели, как же не проголосовать ей за БЮТ в очередной раз? Проголосует. Опять в парламенте будут БЮТ, ПР, НУ, КПУ. Уже договорились до того что наших политиков не тронь, видите ли скамья запасных столь мала, что вы народ останетесь без нас, начальников и руководителей. О каком развитии и изменениях можно говорить, если народ снова готов проголосовать за участников кризиса. Народ хочет хлеба и зрелищ - он их получит. После З0.09 ждите новую порцию украинского политического мыла | |
КРАСНЫЕ_ЛАМПАСЫ 17.06.2007 17:05:03 |
spec80 А кто осадил "незаангажированную"? Такой же "незаангажированный историк" Дима Табачник. Если выборы 2006 сфальсифицированы, то нелегитимен не только Ющ, но и Яник со всем КМУ вместе взятым, и Рада 5 созыва и все законы которая она приняла. Так можно дойти и до того, что Украина с 1991 нелегитимна по отношению к СССР. А СССР в свою очередь нелегитимен по отношению к Российской империи... Дайош Анархию! :)) | |
spec80 17.06.2007 14:28:48 |
То,что эта дама не заангажирована-сказка для наивных.Просто она человек умный и умеет прятать свои"предпочтения".На передаче"Свобода слова"15.06.07 все имели возможность увидеть её "незаангажиро ванность" и квалификацию юриста.Осадили её там очень хорошо.Я помню её комментарии с 2004 года.Всё только для рыжих. И связывать её с Клюевым,по-моему несеръёзно.Будет Балога трудоустраивать на такое место (вернее на два места) человека Клюева?Такое заработать нужно. «Незаангажированностью».Вот Дави-дович,тот по-проще, не настолько циничен. В результате-от ворот поворот. Гаранту нужны только стойкие бойцы,способные выполнить «любой приказ фюрера».А "честные" выборы 2006 года!Какие честные? Когда 3 недели считали бюллетени,потому, что патрон- гарант нелигитимный не мог решить, насколько можно сфальсифицировать,чтобы не было социального взрыва.Когда до неприличия долго решали,как быть с ПСПУ Витренко,то ли пустить её в ВР и получить большие проблемы для рыжих,то ли не пустить Посчитали,что дешевле не пустить.Бороться будет очень тяжело.И это она называет честными выборами?Европа призна-ла?Да Европа признает и чёрта лысого,лишь бы это было ей выгодно.Чихал я на их признание. У нас призна-ние собственного народа никому не нужно!Вот где проблема.В общем эта дама не из тех,кому можно дове-рять.Нынешний состав ЦИК,наверное,ещё хуже.Это ведь общая тенденция.Унас все органы власти только деградируют.Давно созревает революционная ситуация.Помните её признак по Ленину: «Когда верхи не мо-гут(управлять),а низы не хотят» (так жить). | |
V_v 16.06.2007 22:16:54 |
Господи, просто кунсткамера. Шли бы лучше стремительно падающий рейтинг своих потронов подымать путем целования рук, задниц и других эрогенных зон | |
морячок 16.06.2007 17:22:12 |
морячок так м-о*р*д*а у януковича не фотоген*ичная.Кто-то говорил что если м*о*р-д*у януковича рядом с его сра*кой выставить то все кричать начнут что там два б*а-н-д*ит*а прячутся rt ---- Да это не Нестор.Тот интелнктуал ещё тот. Но не надо тока говорить что у Ющенко всё генично,тамесли присмотреться з бандита ховаются. | |
rt 16.06.2007 17:17:45 |
Дык баб*ла сразу заши бы.Может он коды придет отвалит я размещу на западе.У нас стоко не дадут. (морячок) морячок так м-о*р*д*а у януковича не фотоген*ичная.Кто-то говорил что если м*о*р-д*у януковича рядом с его сра*кой выставить то все кричать начнут что там два б*а-н-д*ит*а прячутся | |
rt 16.06.2007 17:16:10 |
морячок так м-о*р*д*а | |
морячок 16.06.2007 17:10:51 |
морячок так поделись мы етот стих может не знаем rt ---- Ничяго интяресного эта парус Лермонтова,а ещё вспоинил память напряг-надо чаинджалы хлебнуть-Симонова (Жди меня).УСЁ. | |
rt 16.06.2007 17:05:30 |
не теоретик а практик.А усяких потов на дух непереношу.Знаю один стих и усё ------------------------ морячок так поделись мы етот стих может не знаем | |
морячок 16.06.2007 17:00:55 |
морячок ты прав фото как янукович ставриде делал к сожалению не имею (rt) --- Дык бабла сразу заши бы.Может он коды придет отвалит я размещу на западе.У нас стоко не дадут. | |
морячок 16.06.2007 16:58:16 |
морячок тебе снова 1 за незнание творчества великих поэтов rt --- Я не теоретик а практик.А усяких потов на дух непереношу.Знаю один стих и усё.Гутарю то чаго есть ,а не чуть что бегу к гулу как вы. | |
rt 16.06.2007 16:56:26 |
Ты что Янык мачо куда ставриде до няго. (морячок) морячок ты прав фото как янукович ставриде делал к сожалению не имею | |
rt 16.06.2007 16:54:05 |
каждом порту по женщине. А японок люблю на втором месте после мулаток. (морячок) морячок тебе снова 1 за незнание творчества великих поэтов | |
морячок 16.06.2007 16:49:13 |
А Я фото ставриды с Януковичем вывешу давай спорить чё лучше (rt) --- Ты что Янык мачо куда ставриде до няго. | |
морячок 16.06.2007 16:46:44 |
Ага присоидинайся учитывая сколько вы без женщин плавали. Да а что ты из женщиной из Нагасаки имел (rt --- В каждом порту по женщине. А японок люблю на втором месте после мулаток. | |
rt 16.06.2007 16:46:24 |
А то вывешу твоё фото с бланшом,и в зелёных кальсонах. (морячок) А Я фото ставриды с Януковичем вывешу давай спорить чё лучше | |
морячок 16.06.2007 16:44:21 |
Вот стая дельфинов проплыла.Улыбнулся потягивая чаинджалу. | |
rt 16.06.2007 16:43:32 |
Хто в душе моряк всегда может присойденится. (морячок) Ага присоидинайся учитывая сколько вы без женщин плавали. Да а что ты из женщиной из Нагасаки имел | |
морячок 16.06.2007 16:41:50 |
(rt ы лучше металопластиком занимайся лучше получается. А то вывешу твоё фото с бланшом,и в зелёных кальсонах. | |
морячок 16.06.2007 16:38:23 |
моплаваешь??? (rt) --- Дал распоряжение старпому. А вот в Сиднеи при охоте за акульими плавниками всречается такое мудачьё. Спрашиваю чаго на нэньку не едеш,а они да нафиг она мне нужна.рячок а ты на корабле гудком | |
Кулъкa 16.06.2007 16:37:14 |
морячок скока раз гаварил в диалоги не вступать дурь свою и мою по морям не демонстрировать | |
морячок 16.06.2007 16:34:15 |
морячок а расскажи как в шкуре клона жить? (rt) --- Хто в душе моряк всегда может присойденится.Потягивая чаинджалу. А второго показывали в кальсонах вышитых типа вышиванки.Признавайся кто из них ты. | |
rt 16.06.2007 16:33:34 |
16.06.07 16:30 О навсречу идет корабль под росийским флагом,надо 3 гудка дать. (морячок) морячок а ты на корабле гудком плаваешь??? | |
rt 16.06.2007 16:31:48 |
морячок а Кулька вас там не обижает? Иначе создадим движение Свабода папугаем и клонам | |
морячок 16.06.2007 16:30:33 |
О навсречу идет корабль под росийским флагом,надо 3 гудка дать. | |


