УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Жертвы паранойи

Жертвы паранойи

Несколько лет назад один мой коллега-телевизионщик написал шутливое четверостишие, описывающее ночной кошмар несчастного российского обывателя, насмотревшегося страшных передач про угрозу, которую таит для него грядущее вступление в НАТО новых членов:

Слышу: распускается

В темноте цветок.

Чую: расширяется

НАТО на Восток…

Я вспомнил этот стишок, глядя, как в последние несколько дней наши государственные и полугосударственные телеканалы с видимым удовольствием смаковали сюжет про антиамериканские демонстрации в Крыму. Ну, наконец-то! Вот и случилось то, о чем столько лет предупреждали большевики: американский военный корабль входит в гавань Феодосии! Вот он, враг у порога! Вот он, глас русского народа, томящегося под игом «оранжевого» режима, захватившего власть на Украине на американские деньги! Ату!

Ах, что за лица, просто загляденье! Таких лиц я не видел, кажется, с такого времени, как в начале 90-х под окнами телецентра в Останкине митинговали сторонники Виктора Анпилова из «Трудовой России».

Патриотически-настроенные депутаты Госдумы тут как тут: Константин Затулин, профессиональный защитник русского народа на постсоветском пространстве, прилетает в Крым, как на фронт, чтобы в аэропорту произнести зажигательную речь в поддержку борцов с американской оккупацией.

Бедные американские морпехи, которым и в голову не приходило никого и ничего в Крыму оккупировать или покорять, прячутся то ли в санатории, то ли на турбазе от оголтелых, а на самом деле одураченных граждан. Они (не морпехи, разумеется, а митингующие граждане) искренне поверили, что где-то в Крыму вот-вот начнется строительство базы НАТО, хотя в Брюсселе в штаб-квартире альянса разводят руками – они сами об этом узнали из телевизионных репортажей о событиях в Крыму…

Несчастные люди! На самом деле большинство митингующих едва ли знают разницу между НАТО и ЕС, об Америке тоже толком ничего не ведают, никогда там не были, да что там в Америке! – вообще отродясь ни в какие заграницы не ездили, никогда ни одного живого американца не видели, а если бы и видели, то ни познакомиться, ни пообщаться с ним все равно не смогли бы – языкам, как говорится, не обучены.

О зловредной американской политике они судят по политическим телепередачам из Москвы, о жизни в США - по фильмам и сериалам, которые показывают в промежутках между политическими передачами. Почти наверняка агрессивные тетки, под давно забытый клич «янки, гоу хоум» трясущие кулаками в объективы телекамер, дома, перед телевизором, в свободное от антиамериканских выступлений время проливают слезу над какой-нибудь «Красоткой», мечтая оказаться, как Джулия Робертс, в объятиях неотразимого янки Ричарда Гира. А их мужья переживают за честных копов, отважно сражающихся со злыми мафиози, ничуть не оскорбляясь тому, что в голливудских фильмах мафиози все чаще не итальянского, а российского происхождения.

Выглядит все это параноидально-шизофренически – точно так же, как выглядят порой передачи московских каналов. По остроумному наблюдению Леонида Парфенова, который выступал на эту тему на Российском экономическом форуме в Лондоне, то и дело срывая аплодисменты, в эфире какого-нибудь «федерального» канала могут запросто стоять рядом два сюжета: пафос одного будет состоять в том, что Запад во главе с США хочет превратить Россию в своей сырьевой придаток. Тут же соседний сюжет горделиво рапортует: бывший министр правительства США дал согласие занять пост председателя совета директоров крупнейшей российской государственной нефтяной компании…

Вы скажите, что даже почти полностью русскоязычный Крым – это еще не Россия. Соглашусь. Больше того, добавлю, что Киев проводит не самую дальновидную политику в отношении полуострова, и антизападные выступления местных жителей – это выступления не столько против Запада, сколько против центральной украинской власти.

Но все равно в общественных умонастроениях в Крыму вылезает наружу наше российское коллективное подсознание, темное и уродливое.

Мне возразят: просвещенные исследователи общественного мнения утверждают, что большинство граждан России вовсе не настроены антизападно. По данным Центра Юрия Левады, которые широко цитировались на прошлой неделе во время представительной конференции в Москве, посвященной отношениям между Россией и Западом, страшно сказать: 52 процента россиян хорошо относятся к США, а к Европе – вообще 66 процентов! Но известно и другое: на политику влияет активное меньшинство, тут и одного процента может хватить.

Чтобы российская политика дала антизападный крен – а именно это происходит со всей очевидностью – достаточно кучки крикливых, но хорошо организованных ксенофобов. Причем не в толпе – в элите.

С тех пор, как ситуация в Чечне немного «рассосалась» (другой вопрос - надолго ли), настойчивый тезис о новых союзнических отношениях между Россией и Западом для совместной борьбы с международным терроризмом быстро вышел из моды. В моду опять вошли антизападные настроения, которые уже однажды обозначились накануне 11 сентября 2001 года (помните, как после разрушения башен Всемирного торгового центра лидеры думских фракций на встрече с Путиным советовали ему не занимать сторону США?)

Откуда берутся эти настроения? Говорят, что эта реакция: Запад не доволен, что Россия опять становится сильной, вот и мы тоже обижаемся. Но, может быть, дело обстоит чуточку иначе: Запад видит для себя угрозу не в том, что Россия обретает силу, но в том, что она, становясь сильной, вновь уходит прочь от демократии? Россия сулит Западу стабильные поставки нефти и газа на десятилетия вперед, а неблагодарный Запад говорит: окей, но давайте все-таки жить по правилам рынка. Это тоже раздражает.

Наша элита, безусловно раздосадована еще и тем, что Запад перестал, в отличие от первых путинских лет, молча закрывать глаза на все происходящее у нас внутри, пытается поставить под сомнение «особые принципы» нашего устройства («суверенную демократию» и т.п.)? Собственно говоря, пресса, интеллектуалы, парламентарии на Западе делали это всегда, но теперь речь о представителях исполнительной власти, которые ведут себя гораздо жестче, чем раньше.

Может ли наша элита закрыть страну, изолировать ее от Запада? Едва ли. Наша экономика все-таки слишком сильно заточена на сотрудничество с Западом, а наша цивилизация, как это ни прискорбно для некоторых, является частью западной христианской цивилизации.

Но вполне вероятно, что правящая элита хотела бы «приватизировать Запад» для себя, отгородив от него всю остальную страну. Как в старые добрые советские времена, когда дети членов Политбюро, сотрудников ЦК и прочих ответственных работников учились в МГИМО, в ИСАА, в Инязе, шли служить в МИД, во Внешторг, во внешнюю разведку, в прочие подобные организации, в институты АН СССР, связанные с обслуживанием внешней политики, ездили работать, учиться, отдыхать, отовариваться за границу, воспринимали западные ценности, привычки, образ жизни – а для остальных граждан Запад был закрыт.

Остальные граждане митинговали против НАТО.

Это им не возбраняется делать и теперь - без всяких ограничений.

Правда, есть и другой вариант: срочно лечиться от паранойи.

Евгений Киселев

www.gazeta.ru